Педагогический проект

«Формирование культуры досуга учащихся в образовательном пространстве сельской школы»

развернуть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры досуга учащихся в образовательном пространстве сельской школы»

развернуть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование культуры досуга учащихся в образовательном пространстве сельской школы»

 

Сроки реализации: 2018 -  2021гг.

 

 

Актуальность

Образовательное пространство сельской школы - это своеобразный и уникальный мир со своими традициями, менталитетом, с особой жизненной средой. Город и село всегда имели существенные отличия, но между ними было и есть главное связующее звено – это человек. Условия жизни в селе более рутинные. Способности у всех людей в принципе одинаковые. Однако возможности – разные. Одним из проявлений различия является ограниченность возможностей культурного досуга в сельской школе. Организация досуга учащихся в образовательном пространстве сельской школы – проблема, требующая решения, т.е. она актуальна и сейчас.

Вопрос о досуге детей вызывает большой интерес, в связи с тем, что наше учреждение образования  находится в сельской местности. Организация досуговой деятельности учащихся представляется весьма актуальной и не простой для современной системы воспитания и развития личности каждого ребенка.  Досуг учащихся в самом широком смысле – это пространство, время, ниша жизнедеятельности, которые выходят за пределы учебной деятельности. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир интересен и удивителен, казалось бы, он насыщен разнообразными возможностями проведения досуга, вещами, предметами,  с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой отдых и времяпровождение. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей  не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин: неумение или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, отсутствие возможности и интереса либо знаний о различных видах деятельности в свободное время.

На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то, что именно?» ответы распределились следующим образом:

не с кем пойти (5%),

не умею организовать свое время (18 %),

не хватает времени (5%),

не испытываю проблем в организации досуга (12%),

не хватает денег (30 %),

некуда пойти (30%).

Разница состоит в том, как именно учащиеся проводят свой досуг. Некоторые дети помимо учебы посещают занятия по интересам, факультативы, мероприятия в рамках шестого школьного дня. Это является для них занимательным времяпровождением, другие отдают предпочтение  иным видам деятельности. Поэтому для выявления занятости и интересов детей был проведен среди  учащихся школы небольшой опрос, чтобы посмотреть, как они предпочитают отдыхать, проводить свой досуг. И уже на базе опроса учащихся 6-9 классов выявлены наиболее актуальные проблемы организации досуга среди них:

  • учащихся мало интересует досуг, связанный с различными видами трудовой деятельности, особенно если это труд созидательный;
  • отсутствие организованного досуга с семьей (с родителями, с другими членами семьи);
  • не имеют представления о возможностях потенциала  для новых видов времяпровождения;
  • однообразное представление об активных видах отдыха (ограничиваются футболом, подвижной игрой «Догонялки», катание на велосипеде, катание с горки в зимний период)

Учащиеся сельской школы не имеют возможности реализовать свой досуг по интересам в свободное от учебы и работы время. В силу своих возрастных особенностей им крайне необходимо общение, совместная интересная деятельность. Не находя применения свободному времени, они заполняют образовавшийся «вакуум общения» чем угодно. В большинстве случаев предпочитают проводить время с друзьями на улице. Чаще всего праздно бродят по селу, порой собираются в одних и тех же местах.

Основным информационным источником для большинства учащихся на селе является телевидение, а просмотр телепередач - один из самых распространенных форм досуга. С приходом кабельного телевидения в село, некоторые дети могут часами просиживать у телевизора, забывая о подготовке домашнего задания.

Помимо телевизора ещё одной альтернативой активному досугу учащихся стал компьютер, телефон. Опросы показали, что компьютерным играм посвящают свое свободное время 28 % детей нашей школы. Компьютер, как одно из проявлений досугового развлечения, не так давно вошел в жизнь молодого поколения. Учащиеся довольно много времени проводят за компьютером. Анкетирование  учащихся школы показало, что большинство (т.е. 55%) пользуются компьютером. Причем лишь в 5-ти случаях из 10-ти его используют для учебы (т.е. получение дополнительной информации, углубления знаний, для участия в  олимпиадах и т.п.). Эти данные свидетельствуют о том, что дети находится в довольно большой зависимости от компьютера и компьютерных игр. Компьютерной и телефонной зависимости особенно подвержены подростки. Виртуальные «общения» - это предел мечты многих ребят. В результате они «зависают» в Сети, сами не понимая, а порой путая, где реальный, а где виртуальный мир. Опрос показал:

-не могут обойтись без разговора по телефону - (87%)

-отдают предпочтение общению в социальных сетях- (71%)

-увлекаются телефонными играми - (54%)

-используют Интернет - (67%)

Эти результаты указывают на то, что многие дети подвержены зависимости от электронных средств связи. Постоянно манипулирующий телефоном школьник - обычное явление и в нашей сельской школе. Понимание, что от прогресса нам никуда не деться, однако, нужно знать меру во всем, так как любая зависимость - губительна.

В следствие увлечение компьютером и телефоном приводит к ухудшению зрения, нарушению осанки и болезням позвоночника. Ведение малоподвижного образа жизни негативно сказывается на соматическом состоянии здоровья учащихся, воздействует на результаты развития физических показателей, оказывает влияние на психологическое состояние учащихся, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Дети становятся апатичным, раздражительным, у них часто меняется настроение.

Занятия физкультурой, спортом, туризмом и участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях не пользуются большой популярностью у современных сельских старшеклассников, они выбирают эти формы проведения свободного времени не так часто, как следовало бы. Это свидетельствует о необходимости пересмотра работы с данными учащимися в сфере их свободного времени, организации и решении проблем в этой области.

Таким образом, проведённые опросы, состояние здоровья учащихся, результаты наблюдения показывают, что требуется целенаправленная работа по привлечению учащихся к занятиям спортом с целью компенсации способов проведения досуга. А также существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Внеурочная деятельность, имеющая условия для развития здорового образа жизни, творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно  всестороннее развитие личности.

Выделенные проблемы определили цель проекта.

 

Цель: создание условий для развития культуры досуга у учащихся сельской школы посредством использования образовательного пространства и  педагогической деятельности учреждения образования

 

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую и специальную литературу, по опыту формирования культуры досуга в образовательном пространстве школы.
  2. Разработать структурно-функциональную модель досуговой деятельности детей, обучающихся в сельской школе, которая будет способствовать устранению выявленных проблем.
  3. Обеспечить условия для возможной самореализации учащихся в общественно-полезной досуговой деятельности учащихся.
  4. Внедрить в систему работы учреждения разнообразные формы, подходы к организации времяпровождения детей во внеурочное время.
  5. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, учащимися разных возрастов и их  родителями в сфере проведения досуга
  6. Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни через организацию спортивных и оздоровительных мероприятий в рамках популяризации игр народов мира

 

Основная идея проекта – это формирование культуры досуга у учащихся сельской школы будет эффективным, если обеспечивается структурное взаимодействие в системе учитель-учащийся-родители-сопутствующие организации – социальная среда. Ведущей отраслью при организации взаимодействия субъектов образовательного пространства становится социально-педагогическое сопровождение.

 

Основная концепция проекта – заключается в акцентировании внимания и привлечении к участию разновозрастных детей и их родителей, работников учреждения образования и сопутствующих организаций к организации и проведению досуговых мероприятий социального плана. Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека.

Реализация проекта направлена на поиск эффективных путей и способов формирования культуры досуга у учащихся старших классов сельской местности.

свернуть

Отчет о реализации педагогического проекта «Формирование культуры досуга учащихся в образовательном пространстве сельской школы»

развернуть

 Государственное учреждение образования «Яршевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя  школа» расположено в сельской местности. Для осуществления образовательного и воспитательного процесса   используются  мероприятия творческого, спортивного и интеллектуального  направлений. Наши ребята с удовольствием в них участвуют.

Поскольку наш учебно - педагогический комплекс детский сад - средняя школа расположен в живописном месте Воложинского района (река Яршовка, смешанный лес, немногие, но отличительные памятники истории и культуры родного края, агроусадьбы), мы использовали эту ​​возможность и сделали акцент в образовательном направлении досуга эколого - краеведческий, который приобрел особое звучание в Год малой родины. За короткий срок налажен контакт с хозяевами ближайших агроусадеб, руководителями краеведческих музеев (г.Воложин, г.п. Ивенец), школьных музеев, центром детского творчества г. Воложина. Собранный ранее краеведческий материал «Историко - социальное исследование прошлого и современного д. Яршевичи» (был представлен на районном конкурсе работ исследовательского характера и опубликован на страницах районной газеты «Працоўная слава»), стал основой для разработки  маршрутов экскурсий по окрестностям родной деревни. В 2017 году учителем английского языка Инной Ивановной Роман и учителем начальной школы Татьяной Михайловной Гиль наиболее интересные наработки были систематизированы, на их основе была  разработана программа летней оздоровительной кампании "Роднымі сцежкамі", которая предусматривает отдых и оздоровление детей в пределах своей малой родины. Основными направлениями и видами деятельности стали: образовательно - содержательное направление (профильный - эколого - краеведческий); художественно - творческая деятельность, физкультурно - оздоровительная деятельность. В каникулярное  время эти направления также являются приоритетными.

 

Обязательной  формой краеведческой работы, которая вызывает повышенный интерес у учащихся, является проведение экскурсий, мини - походов и путешествий по родным окрестностях. Экскурсия предусматривает изучение местных объектов в их естественной среде. Это экскурсии в музеи, на агроусадьбы, к историческим объектам и памятным местам: Спасо - Вознесенская церковь д. Яршевичи, городище эпохи раннего железного века д. Яршевичи и аэродром д. Кисяли, бывшая барская усадьба «Голландия» д. Яршевичи (впервые упоминается в летописи в 1481 году), агроусадьбы: «Хутар дудара А. Лося (д. Тишковщина), «Мир пчел» В. Фролова (д. Борок), «Ганка» А.Ганца (д. Эпимаха), «Марцинова гусь» А. Белого (д. Малая Люцинка), краеведческие музеи г. Воложина и г. п. Ивенец, арт-галерея Ф. Янушкевича в д. Раков, музей В. И. Дунина - Марцинкевича государственного учреждения образования «Першайский учебно - педагогический комплекс детский сад - средняя школа», мастерская художников из д. Хоружий Игоря и Елены Бархатковых, памятники погибшим землякам ближайших деревень. После экскурсии дети с восторгом делятся впечатлениями, проводятся конкурсы рисунков, разгадываются кроссворды и др. Экскурсии могут быть пешеходные, автобусные (в зависимости от расстояния до объекта изучения). Также обязательными формами работы по воспитанию гордости и любви к своей малой и большой родине являются мероприятия гражданско - патриотической направленности. Среди самых интересных можно назвать: своя игра "Человек на своей земле", интеллектуально - познавательной игра "Изучаем свой край», игровая программа "Путешествие в родной язык", эрудит - соревнование "Крестьянский труд в пословицах, поговорках, загадках". Организуются встречи с передовиками сельского хозяйства, ветеранами войны и труда, рабочие десанты по оказанию им посильной помощи, благоустройству памятника погибшим землякам в д. Маньковщина, профориентационные экскурсии на молочно - товарную ферму, фельдшерско - акушерский пункт, библиотеку д. Маньковщина, магазины деревень Яршевичи и Маньковщина. Самым ярким событием на каникулах в Год малой родины стала творческая встреча "Валожыншчына паэтычная" с членами Союза писателей Республики Беларусь (поэтесса - землячка Мария Антоновна Шакун и Валентина Францевна Гируть - Русакевич) в рамках мероприятий по проведению республиканской акции "Лето с хорошей книгой".

Параллельно с краеведческой работой и мероприятиями по патриотическому воспитанию проводятся и мероприятия экологического характера, которые поощряют детей изучать, любить и ценить природу своей малой родины. Это прогулки и экскурсии в лес, на луг, к реке, на Земляничную поляну (экскурсия «Наша сказка или Белая красавица белорусских лесов", прогулка в лес "Природа и фантазия", эколого - познавательные путешествие "Хвойные породы нашего леса", эрудит - прогулка "Путешествие в страну трав", витаминная экскурсия на Земляничную поляну, познавательное путешествие "Звоните, колокольчики, звоните", пешее путешествие «Берег Яршовки», и др.); экологические операции и рабочие десанты по благоустройству школьной территории и лесных объектов (экологическая операция-знакомство "О чем расскажет школьная клумба", разведка полезных дел «Что растет на школьном огороде?»); конкурсы рисунков, стихов о природе родного края, разнообразные игры - путешествия и интеллектуальные соревнования под девизом: «Экология природы - экология души» (викторина "Тобой живу, моя природа", блиц - турнир "Знатоки фауны", КВН "Природа родного края") . Наиболее полно экологическое направление реализуется во время работы летних оздоровительных лагерей на базе учреждения, а проведенные мероприятия являются толчком к новым задумкам как для педагогов, так и для воспитанников. Так, во время одного из пеших походов "Берег Яршовки" дети наблюдали за результатами работы бобров: видели сооруженные плотины, поваленные деревья. Короткий Роман настолько заинтересовался жизнью этих необычных животных, что под руководством Роман И.И. написал исследовательскую работу "Бобры: строители или браконьеры", за которую получил диплом III степени на районном конкурсе работ исследовательского характера. И уже весной 2019 года материал работы стал основой для проведения захватывающих экскурсий "В гости к соседям - бобрам"

Развитию творческих задатков детей способствуют мероприятия художественно - творческой направленности, которые также подбираются с учетом возрастных особенностей. Основными формами организации творческой деятельности  являются: изобразительная деятельность, изготовление аппликаций, открыток, композиций из природного материала, лепка из соленого теста, конкурсные программы, творческие конкурсы, концерты, праздники, выставки рисунков, букетов. Акцент на творческое направление делается во время осенних, зимних и весенних каникул. Осенью - это конкурс осенних букетов или изделий из собранного урожая "Урожай. Природа. Фантазия ", зимой - открытие мастерской Деда Мороза по изготовлению новогодних игрушек, открыток и гирлянд, весной - изготовление сувениров из соленого теста для ветеранов, членов своей семьи или различных конкурсов. Результатом таких мероприятий являются школьные выставки работ детского творчества и  дипломы II степени областного уровня - у учащейся 4 класса Лукашенец Анастасии и учащейся 5 класса Дедюль Татьяны, дипломы районного уровня за изделия из соленого теста. Конкурсы рисунков проводятся на протяжении  всего года "Краски осени", "Самый красивый летний цветок", "Я рисую зиму", "Весна в Яршевичах", где дети отражают свои впечатления, полученные во время прогулок, путешествий, мини - походов по природным и историческим местам своей малой родины. Поскольку одной из важных задач  является приобщение детей к культурному наследию белорусского народа, кроме привычной лепки из соленого теста (в школе организована работа объединения по интересам, руководитель Гиль Татьяна Михайловна), ребята знакомятся и с другими формами творчества. Например, на осенних каникулах воспитанники побывали на агроусадьбе А.Лося «Хутар дудара», где приняли участие в мастер - классе по соломоплетению. Дети увидели не только готовые соломенные чудеса, но и попытались воспроизвести традиционную пасхальную птицу своими руками, и даже стали участниками телевизионного проекта «Беларусы» (телеканал «Беларусь 24»). На зимних куникулах посетили представление театра «Батлейка» на этой же агроусадьбе, весной знакомились с народными ремеслами: ткачество, гончарство, кузнечное дело в музее традиционной культуры г.п. Ивенец, вторично побывали на агроусадьбе «Хутар Дудара», где стали участниками мастер - класса по изготовлению вытинанки.

Красной нитью в работе по проекту проходит физкультурно - оздоровительная работа. Используются следующие формы организации: спортивные игры в спортивном зале и на спортивной площадке, подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты, спортландии: спортландия "Зоологические забеги", спортивный турнир "Горячая картошка", спортивная забава "В поисках волшебного сокровища", зимние забавы "Лепим из снега сказочных героев", спортивный праздник «По дорогам сказки», отдых на солнечной поляне "Вместе весело играть ", турнир по настольному теннису «Золотая ракетка» и шашечный турнир «Белая шашка и черная шашка". Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, скорость, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы. Спортивные мероприятия способствуют укреплению здоровья учащихся и включены в план работы. В  2018/2019 году организовывались поездки в бассейн государственного учреждения "Детско - юношеская спортивная школа» и районный центр безопасности жизнедеятельности СШ №2 г. Воложина.  Кроме того обязательными являются мероприятия по выработке навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, обучению правилам безопасного поведения, мероприятий на привитии гигиенических навыков и правил здорового питания. Поле чудес "За здоровьем - к  растениям», учебное путешествие «Не шути с водой, она не для шуток создана», игра - викторина «Готовность 101», тренинг по разжиганию костра, тренинг «Первая помощь при укусах пчел и клещей» и др. Важным является не только физическое, но и психологическое здоровье ребенка. Смеху, радости, позитивному настроению способствуют такие виды деятельности, как конкурс на самый веселый анекдот, игровая программа «Скамарошына», танцевальный марафон, караоке клуб, настольные игры и другие занятия по интересам.

Экскурсионная деятельность предлагает сходить на агроусадьбу «Хутор Дудара» и заслушаться волшебными мелодиями в музее народных инструментов Алеся Владимировича Лося, потанцевать «Ойру», поводить традиционные средневековые хороводы под дуду или совершить мини-поход на древнее городище д. Яршевичи и аэродром д. Кисели. Экскурсия в «День охраны окружающей среды» дает возможность поучаствовать в интеллектуально - познавательных играх соответствующей направленности, экологическом  трудовом десанте «Санитары леса или Такие трудолюбивые муравьи» и операции по ограждению муравейников. Заглянув в гости к соседям-бобрам или на агроэкоусадьбу «Мир пчел», можно не только в увлекательной интерактивной форме узнать о жизни неутомимых тружениц - пчелок, но и полакомиться блинами с ароматным медом. На обратном пути приятно заглянуть и поздороваться с пернатыми и четырехлапыми обитателями агроэкоусадьбы «Кони-пони», а также окунуться в волшебство разноцветия и изобилие цветочного хозяйства «Экофлора».

Таким образом, форма и содержание работы, которая включает разнообразные мероприятия краеведческой и гражданско - патриотической направленности, природоохранной деятельности, оздоровительные и спортивные мероприятия, занятия для развития творческого потенциала детей, способствуют тому, что учащиеся получают навыки здорового образа жизни, развивают интеллектуальные и творческие способности, формируют навыки экологической культуры,  сознательных и ответственных отношений к себе как части окружающей среды, приобретают опыт межличностного взаимодействия. И самое главное, содержание проекта создает условия для формирования личности гражданина Беларуси с характерными ему ценностями, взглядами, ориентирами, установками, мотивами деятельности и поведения. А именно: готовностью молодого поколения к жизни в обществе и к инициативной работе на благо прежде всего своей малой Родины.

В начале своей деятельности нам необходимо было определить уровень сформированности культуры досуга  всех субъектов образовательного процесса.

Проанализировав результаты анкетирования всех участников проекта, мы увидели, что на начало реализации проекта  показатель гораздо ниже, чем на стадии реализации  проекта.

Умение организовывать своё время

Не с кем пойти

не испытываю проблем в организации досуга

Начало реализации

проекта

После года реализации

проекта

Начало реализации

проекта

После года реализации

проекта

Начало реализации

проекта

После года реализации

проекта

18%

45%

5%

2%

12%

45%

 

Вывод: таким образом, для эффективного развития участника образовательного процесса  по формированию культуры его  досуга в учреждении  необходим поиск современных форм и методов для обеспечения качественного  продвижения в реализации данного направления воспитательной работы.

свернуть

ФОТООТЧЁТ

15.03.2020