ШАГ в 9 классе

ШАГ апрель 2022

21.04.2022
развернуть

Тема «Освобождение Беларуси от германских захватчиков».

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

21 апреля 2022 года для учащихся 9 класса в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» проведено занятие по изучению истории Великой Отечественной войны по теме «Освобождение Беларуси от германских захватчиков».

В ходе обсуждения данной темы учащиеся должны были ответить на вопросы:

Какую роль в освобождении Беларуси играли партизаны и подпольщики?

Какую задачу решала «рельсовая война» в ходе Белорусской наступательной операции?

Каковы основные итоги операции «Багратион» и ее военно-политическое значение?

Осенью 1943 г. началось освобождение территории Беларуси. Части 13-й армии Центрального фронта форсировали Днепр и освободили 23 сентября 1943 г. первый районный центр республики – Комарин.

К лету 1944 г. на советско-германском фронте сложилось благоприятное положение для наступательных действий Красной Армии, которая прочно удерживала стратегическую инициативу.

О белорусской наступательной операции «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 г.) ребятам рассказал командир взвода радиоперехвата в/ч 30695 города Воложина лейтенант Шляжко Дмитрий Анатольевич.

В выступлениях ребята говорили:

об освобождении Минска: на рассвете 3 июля 1944 г. 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус 3-го Белорусского фронта вступил в Минск с востока. Почти одновременно в столицу вошли части 5-й гвардейской танковой армии и передовые отряды 11-й гвардейской и 31-й армий 3-го Белорусского фронта, а за ними с юга – 1-й гвардейский танковый корпус и части 3-й армии 1-го Белорусского фронта; во второй половине дня 3 июля 1944 г. столица Беларуси, город Минск, был полностью очищен от врага;         ;

об изгнании немецко-фашистских захватчиков с территории Беларуси: 28 июля штурмом был освобожден город Брест; этот день стал знаменательным в истории белорусского народа; освобождением Бреста наши войска завершили изгнание немецко-фашистских захватчиков с белорусской земли;

о взаимодействии партизан, подпольщиков и населения с войсками Красной Армии: с началом наступления Красной Армии боевые действия партизанских отрядов и бригад приобрели широкий размах на всей территории республики.

Вывод: белорусский народ помогал Красной Армии не только непосредственным участием в борьбе против оккупантов, но и самоотверженным трудом.

изображение_viber_2022-04-21_16-20-39-966

изображение_viber_2022-04-21_16-20-39-872

изображение_viber_2022-04-21_10-56-17-142

свернуть

ШАГ апрель 2022

07.04.2022
развернуть

Тема "Советский тыл в годы войны"

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

7 апреля 2022 года для учащихся 9 класса в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» проведено занятие по изучению истории Великой Отечественной войны по теме «Советский тыл в годы войны».

В ходе обсуждения данной темы учащиеся должны были ответить на вопрос: насколько важным условием победы СССР в войне стала работа тыла?

Труженики тыла обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др.

Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта.

Для рассмотрения и обсуждения учащимся были предложены следующие информационные блоки:

- «Перевод экономики СССР на военное положение»;

- «Восточные районы СССР как основная военно-промышленная база»;

- «Всё для фронта, всё для победы над врагом».

В выступлениях ребята говорили:

о трудовом подвиге советского народа: работая в неимоверно тяжелых условиях, не жалея своих сил, здоровья и времени, они проявляли стойкость и упорство в выполнении заданий;

о деятельности белорусских учреждений и организаций в советском тылу: значительный вклад в военную экономику СССР трудящихся Беларуси, эвакуированных на восток страны;

о культурной и духовной жизни в советском тылу: важный вклад в победу внесла советская культура. Хорошая песня, меткая пословица, поговорка, стихотворение поднимали настроение воинов, «лечили» больных не хуже лекарств.

Вывод: благодаря самоотверженности трудящихся советского тыла в короткие сроки экономика страны была переведена на военное положение, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым для достижения победы.

изображение_viber_2022-04-07_08-55-32-180

изображение_viber_2022-04-07_08-55-31-854

изображение_viber_2022-04-07_08-55-31-357

свернуть

ШАГ март 2022

17.03.2022
развернуть

Тема«Формы и методы борьбы подпольщиков»

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

17 марта 2022 года для учащихся 9 класса в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» проведено занятие по изучению истории Великой Отечественной войны по теме «Формы и методы борьбы подпольщиков».

В ходе обсуждения данной темы учащиеся должны были ответить на вопрос: какое значение имела подпольная борьба на оккупированной территории БССР для разгрома немецко-фашистских захватчиков?

Подпольная борьба являлась важной частью всенародного сопротивления немецко-фашистским оккупантам. В подпольной деятельности участвовало более 70 тыс. белорусских патриотов.

Становлению и развитию подпольной борьбы способствовало то, что на оккупированной фашистами территории были оставлены подпольные партийные органы в виде райкомов, групп, как правило, во главе с партработниками. Всего для нелегальной работы в тылу врага осталось 8500 коммунистов, 73 руководящих комсомольских работника.

В выступлениях ребята говорили:

о массовости подпольной борьбы (ребята подготовили и рассказали о Минском подполье, о Витебском и Могилёвском подполье);

о формах и методах подпольной антифашистской борьбы.

Вёлся диалог об операциях партизан и диверсиях подпольщиков по уничтожению транспортных узлов и железных дорог, о диверсиях на военных складах, в хранилищах топлива противника (подпольщики выводили из строя оборудование промышленных предприятий, уничтожали и портили готовую продукцию); об агитационно-пропагандистской работе среди населения и ведение разведки.

Вывод: патриоты вели борьбу в условиях жестокого оккупационного режима. Смертная казнь ждала всех, кто лишь подозревался в сопротивлении врагу. Жандармерия и полиция постоянно проводили облавы, массовые обыски с целью выявления подпольщиков. Многих из них арестовали и замучили, более тысячи – направили на принудительные работы в Германию. Но это не помогло остановить сопротивление народа против оккупации фашистами родной земли.

изображение_viber_2022-03-17_09-14-20-740

изображение_viber_2022-03-17_09-15-11-645

изображение_viber_2022-03-17_09-15-42-866

свернуть

ШАГ март 2022

03.03.2022
развернуть

Тема «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан»

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

3 марта 2022 года для учащихся 9 класса в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» проведено занятие по изучению истории Великой Отечественной войны по теме «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан».

Для рассмотрения и обсуждения учащимся были предложены следующие информационные блоки:

- «Диверсионная деятельность партизан»;

- «Рельсовая война»;

- «Разгром вражеских гарнизонов»;

- «Партизанские рейды»;

- «Пропаганда и агитация среди партизан и населения»;

- «Взаимодействие партизан, подпольщиков и мирного населения».

Борьба против немецко-фашистских агрессоров начала развертываться уже с первых дней оккупации. Она проходила в чрезвычайно сложных условиях. Отсутствие опыта, нехватка оружия, боеприпасов, медикаментов, одежды и продуктов питания, особенно в начале войны, сдерживали активность партизан и подпольщиков.

В своих выступлениях ребята говорили:

о главных направлениях деятельности белорусских партизан;

о крупнейшей операции партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага под названием «рельсовая война», которая проводилась в три этапа;

о целях рейдов партизанских формирований по тылам противника;

об одном из важнейших направлений деятельности патриотов: организация и проведение на оккупированной территории агитационно-пропагандистской работы; о разных формах агитационно-пропагандистской деятельности среди населения: беседы, собрания, митинги, выпуск и распространение подпольных газет, листовок, призывов.

Вывод: успех борьбы против оккупантов во многом зависел от сотрудничества партизан и населения.

изображение_viber_2022-03-03_08-57-19-360

изображение_viber_2022-03-03_08-57-19-676

изображение_viber_2022-03-03_08-57-19-788

изображение_viber_2022-03-03_08-57-19-923

свернуть

ШАГ февраль 2022

17.02.2022
развернуть

Тема: «Подпольная борьба».

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

17 февраля 2022 года для учащихся 9 класса в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» проведено занятие по изучению истории Великой Отечественной войны по теме «Подпольная борьба».

Для рассмотрения и обсуждения учащимся были предложены следующие информационные блоки:

– «Антифашистское движение»;

– «Подпольная печать».

Активное сопротивление захватчикам оказывали жители оккупированных городов и других населенных пунктов Советского Союза. Одной из важных и действенных форм сопротивления была подпольная борьба.

На территории Беларуси деятельность партизанских отрядов и подпольных групп осуществлялась на основании двух документов:

  1. 30 июня 1941 г. Директива ЦК КП(б)Б №1 «О переходе на подпольную работу партийных организаций районов, занятых врагом».
  2. 1 июля 1941 г. Директива ЦК КП(б)Б №2 партийным, советским и комсомольским организациям по развертыванию партизанской войны в тылу врага.

В своих выступлениях ребята говорили:

о проводимой работе ЦК ЛКСМБ по созданию комсомольского подполья: всего в 1941-1944 годах на временно оккупированной территории Беларуси вели борьбу с гитлеровскими захватчиками 20 тыс. молодых подпольщиков. 6 августа 1941 года ЦК ЛКСМБ образовал отдел подпольных комсомольских организаций для обеспечения руководства подготовкой и борьбой комсомольского подполья;

о сети подпольных организаций по всей территории республики: в одной только Минской области в 1941-1944 годах в подполье работало 536 комсомольских организаций и групп, объединявших более 8 тыс. членов ЛКСМБ;

о массовой агитационной работе, укрепляющей веру населения в победу над врагом: на оккупированную территорию поступала печатная литература, издававшаяся в советском тылу, в том числе и комсомольско-молодежная. Комсомольские органы издавали 8 молодежных газет («Чырвоная змена», «Сталинская молодежь», «Молодой партизан», «Молодой мститель», «Молодежь Белоруссии в борьбе за Родину» («Молодежь в борьбе»), «Молодежная правда», «Сталинское племя», «Партизан-комсомолец»), а также листовки, воззвания, обращения к молодежи.

Вывод: желание видеть свою Родину свободной, мирной, великое чувство патриотизма, единство целей - определили победу в Великой Отечественной войне.

изображение_viber_2022-02-17_09-51-47-487

изображение_viber_2022-02-17_10-07-00-485

изображение_viber_2022-02-17_10-08-38-744

свернуть

ШАГ февраль 2022

03.02.2022
развернуть

Тема: «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях».

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь.

3 февраля 2022 года для учащихся 9 класса в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» проведено занятие по изучению истории Великой Отечественной войны по теме «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях».

Для рассмотрения и обсуждения учащимся были предложены следующие информационные блоки:

– «Движение Сопротивления»;

– «Партизанское движение».

Стихийные антифашистские выступления стали вспыхивать во многих европейских странах с первых дней войны. Борьба против немецко-фашистских захватчиков в странах Европы получила название движение Сопротивления.

Ребята познакомились с основными целями движения и наиболее действенными формами сопротивления немецко-фашистским агрессорам.

В своих выступлениях ребята говорили:

о людях разных социальных слоев и групп, политических и религиозных взглядов, которые участвовали в движении Сопротивления: интеллигенция, рабочие и крестьяне; коммунисты и социалисты; либералы, консерваторы и беспартийные; христиане и мусульмане; 

в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Советского Союза партизанская борьба получила грандиозный размах;

против немецко-фашистских оккупантов сражалось более 6 тыс. партизанских отрядов, объединявших свыше 1 млн партизан. Численность белорусских мстителей превышала 374 тыс. человек. Они были объединены в 1255 отрядов, 997 из них входили в 213 бригад и полков, 258 действовали самостоятельно. Партизанские резервы составляли более 440 тыс. человек. 54 % партизан составляла местная молодежь в возрасте до 25 лет.

Вывод: желание видеть свою Родину свободной, мирной, великое чувство патриотизма, единство целей - определили победу в Великой Отечественной войне.

изображение_viber_2022-02-03_09-53-51-168

изображение_viber_2022-02-03_09-54-10-830

изображение_viber_2022-02-03_09-54-32-983

изображение_viber_2022-02-03_09-55-02-289

 

свернуть

ШАГ январь 2022

20.01.2022
развернуть

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь. 

20 января учащиеся 9 класса собрались на информационный час в рамках проекта «ШАГ».

Тема информационного часа: «Политика геноцида, грабежа и насилия».

Работали ребята по трём блокам: «Политика геноцида: концентрационные лагеря, гетто карательные операции, депортация населения на принудительные работы в Германию»; «Экономическая политика германских оккупационных властей»; «Пропагандистская, культурно-просветительская, национальная и религиозная политика оккупантов».

Обсуждение темы сегодняшнего ШАГа началось с вопроса: почему евреи выселялись в отдельные районы? Ребята узнали о системе тюрем и концентрационных лагерей, где без суда и определения срока заключения находились сотни тысяч людей.

Какие цели преследовало германское командование, осуществляя на территории Беларуси свою экономическую политику? Почему фашистам не удалось осуществить свои планы? Ответы на эти вопросы прозвучали в выступлениях учащихся.

В конце мероприятия ребята высказали своё мнение: почему фашистам не удалось осуществить свои планы ни с помощью агитации, ни с помощью лояльного отношения к населению?

изображение_viber_2022-01-20_16-03-08-152

изображение_viber_2022-01-20_16-03-54-912

свернуть

ШАГ декабрь 2021

16.12.2021
развернуть

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно скачать здесь. 

16 декабря учащиеся 9 класса собрались на информационный час в рамках проекта «ШАГ».

Тема информационного часа: «Германский оккупационный режим».

Работали ребята по четырём блокам: «Новый порядок»; «Административно-территориальное деление оккупированной территории БССР»; «Оккупационный аппарат управления»;  «Коллаборационизм».

Что такое «новый порядок» и какими могли быть последствия такой политики оккупантов для белорусского народа – такими вопросами началось обсуждение темы сегодняшнего ШАГа. При обсуждении с учащимися картосхемы «Военно-административное деление оккупированной территории Беларуси (1942)», ребята высказались о последствиях административно-территориального деления Беларуси, установленного германскими оккупантами.

Почему германские власти были вынуждены искать поддержку среди местного населения и о задачах коллаборационистских организаций в Беларуси ребята подготовили выступления и ознакомили с ними своих одноклассников.

В конце мероприятия все пришли к выводу: оккупация не сломила народ, а только усилила стремление патриотов своей страны выстоять во чтобы то ни стало, любой ценой, но не стать на колени перед оккупантами.

изображение_viber_2021-12-16_16-07-05-609

изображение_viber_2021-12-16_16-07-05-467

свернуть

ШАГ декабрь 2021

02.12.2021
развернуть

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно посмотреть здесь. 

2 декабря учащиеся 9 класса собрались на информационный час в рамках проекта «ШАГ».

Тема информационного часа: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».

Ребята работали по трём блокам: «От Москвы до Сталинграда»; «Проблема открытия Второго фронта»; «Тегеранская конференция».

В ходе мероприятия ребята ответили на вопрос: какие, по вашему мнению, битвы 1942–1943 гг. закрепили стратегическую инициативу Красной Армии? Высказали своё мнение о том, почему проблема открытия второго фронта долгое время оставалась нерешенной. Вели диалог: какую роль в деятельности антигитлеровской коалиции сыграла Тегеранская конференция

В конце мероприятия все пришли к единому  мнению: открытие второго фронта было очень необходимо.

изображение_viber_2021-12-02_09-00-51-250

изображение_viber_2021-12-02_09-00-51-532

изображение_viber_2021-12-02_09-00-52-223

свернуть

ШАГ ноябрь 2021

18.11.2021
развернуть

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно посмотреть здесь. 

18 ноября учащиеся 9 класса собрались на информационный час в рамках проекта «ШАГ».

Тема информационного часа: «Крах «молниеносной войны».

Ребята работали по пяти блокам: «Захват Беларуси германским вермахтом»; «Смоленская битва (10 июля – 10 сентября 1941 г.)»; «Бои на Ленинградском направлении и на Украине»; «Московская битва»; «Вступление в войну США. Создание антигитлеровской коалиции»

В ходе мероприятия ребята ответили на вопрос: какое значение имели оборонительные бои Красной Армии на территории Беларуси летом 1941 года? Высказали своё мнение, что Смоленская битва имела стратегическое значение для последующих военных действий Красной Армии. Вели диалог: почему гитлеровцы не смогли захватить город Ленинград. Выяснили причины победы Красной Армии в Московской битве. Отстаивали свою точку зрения о значении создания антигитлеровской коалиции.

В конце мероприятия все согласились с мнением: великая воля к победе, острое чувство патриотизма, нежелание стать на колени перед захватчиками, помогали советским людям выстоять в жестокой битве, не сломить их волю к мирной жизни.

изображение_viber_2021-11-18_08-58-10-574

изображение_viber_2021-11-18_08-58-10-923

изображение_viber_2021-11-18_08-58-11-084

Презентация1

свернуть

ШАГ октябрь 2021

21.10.2021
развернуть

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно посмотреть здесь. 

21 октября учащиеся 9 класса собрались на информационный час в рамках проекта «ШАГ».

Тема информационного часа: «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны».

Учитель истории познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:

блок «Цели нацистской Германии в войне против Советского Союза».

блок «План “Барбаросса”»;

блок «Нападение Германии на СССР. Приграничные бои»;

блок «Деятельность советского руководства по организации обороны страны: мобилизация, народное ополчение, эвакуация».

 В фокусе обсуждения: план «Ост»; стратегический план захвата СССР; военные действия в первые дни Великой Отечественной войны, истоки героизма советских солдат; меры по превращению страны в военный лагерь.

изображение_viber_2021-10-21_22-27-58-198

изображение_viber_2021-10-21_22-27-58-260

изображение_viber_2021-10-21_22-27-58-321

свернуть

ШАГ октябрь 2021

07.10.2021
развернуть

Тема: Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно посмотреть здесь.  

 

7 октября учащиеся 9 класса собрались на информационный час в рамках проекта «ШАГ».

Темой информационного часа стала «Мероприятия по укреплению обороноспособности страны».

Ребята работали по трём блокам: «Военно-патриотическая и оборонительно-массовая работа», «Вооруженные силы СССР», «Соотношение вооруженных сил Германии и СССР. Западный Особый военный округ».

В ходе мероприятия учащиеся познакомили своих одноклассников с разработанными новыми видами вооружений: танки Т-34, КВ; самолеты Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Пе-2. Особый интерес вызвала информация о соревнованиях «Готов к труду и обороне» и «Готов к санитарной обороне». Вели активный диалог: почему в предвоенные годы активизировали свою деятельность политические органы армии и флота.

изображение_viber_2021-10-07_15-00-42-045

изображение_viber_2021-10-07_15-00-12-996

изображение_viber_2021-10-07_15-00-42-926

изображение_viber_2021-10-07_15-00-13-245

свернуть

ШАГ сентябрь 2021

16.09.2021
развернуть

ТЕМА: «Начало Второй мировой войны»

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно посмотреть здесь.  

 

   16 сентября в учреждении образования прошло занятие по истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта “ШАГ” для учащихся 9 классов. 

Пашковская А.Ф., учитель истории и обществоведения,  познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
     1. «Нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войныНападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны»;
     2. «Поход советских войск в Западную Беларусь»;
     3. «Воссоединение Беларуси. Социально-экономические и политические преобразования в западных областях БССР».


Ознакомились ребята и с историей дня 17 сентября: почему именно этот день назван Днём народного единства.

16.09

свернуть

ШАГ сентябрь 2021

02.09.2021
развернуть

ТЕМА: «Международное положение накануне Второй мировой войны»

Информационные материалы размещены здесь.

Мультимедийную презентацию, подготовленную Национальным институтом образования, можно посмотреть здесь.  

 

   2 сентября в учреждении образования прошло занятие по истории Великой Отечественной войны в рамках информационно-образовательного проекта “ШАГ” для учащихся 9 классов. 

Учитель познакомил учащихся с содержанием информационных блоков:
     1. «Итоги Первой мировой войны»;
     2. «Политические цели крупнейших стран после Первой мировой войны»;
     3. «Приход фашистов к власти в Италии и Германии»;
     4. «Политика «умиротворения» агрессора западноевропейских стран»;
     5. «Очаги военной напряженности в 1930-ые гг.»;
     6. Мюнхенское соглашение: Германия, Италия, Великобритания, Франция.
     7. «Попытки создания системы коллективной безопасности. Германо-советский договор о ненападении».
     8. Германо-советский договор о ненападении (Пакт Риббентропа — Молотова)
     9. Причины и предпосылки Второй мировой войны.

Учащиеся активно обсудили ответы на следующие вопросы:
     1. По мнению историков, Версальский мирный договор создавал предпосылки для новой мировой войны. А как думаете вы?
     2. Сохранение послевоенного устройства мира было возможным только при согласованности действий Великобритании, Франции, США и СССР?
     3. Приход фашистов к власти в Италии и Германии способствовал развязыванию Второй мировой войны?
     4. Политика «умиротворения» со стороны английского и французского правительств позволила Германии свободно действовать в Центральной и Восточной Европе?
     5. Вторая мировая война «разгоралась» постепенно?

Учениками были выделены Причины и предпосылки Второй мировой войны.

  

свернуть