Половое воспитание: как говорить с ребенком на столь интимную тему

22.12.2021

Половое воспитание – это один из компонентов общего воспитания ребенка, осуществляемого как родителями, так и учителями, и медицинскими работниками. Оно включает в себя знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями полов. Важно, чтобы оно происходило гармонично, планомерно, с учетом пола, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В последнее время широко обсуждается вопрос, в каком возрасте следует начинать и в каком формате вести беседы с ребенком на столь интимные темы. В этой связи, важно не впадать в крайности: не следует преждевременно провоцировать интерес ребенка до возникновения соответствующих вопросов, однако не стоит отмахиваться от него со словами «ты еще маленький», «подрастешь – узнаешь».

Обсуждение вопросов пола с детьми требует понимания и деликатного отношения со стороны взрослых. Важно создать доверительную атмосферу, вести беседу в естественной манере так, чтобы ребенок мог задать интересующие его вопросы. В процессе разговора с ребенком следует избегать как длинных поучительных лекций по половым вопросам, так и предоставления излишне натуралистических сведений без учета нравственного компонента. В свою очередь, на вопросы детей важно отвечать четко, с учетом возраста ребенка и в пределах возможностей его понимания.

Для младшего школьника очень характерно подражание поведению значимых взрослых людей. Таким образом, основа полового воспитания в данном возрасте – это, прежде всего, следование образцам поведения родителей. Имея возможность постоянно наблюдать пример взрослых, ежедневно выполняющих гигиенические процедуры, заботящихся о своем здоровье и здоровье близких людей, дети учатся самостоятельно ухаживать за собой, что станет основой понятия о здоровье и здоровом образе жизни уже во взрослом возрасте.

В подростковом возрасте половое и гигиеническое воспитание должно иметь практическую направленность. Важно, чтобы подростки знали, как и где покупать  средства личной гигиены, и умели ими пользоваться. В процессе беседы или просветительской лекции следует предоставлять правдивую информацию об опасности ранней беременности, СПИДе и других болезнях, передающихся половым путем. Ведь избегание «запретных тем», неуважительное отношение, оскорбительные подозрения, излишне откровенные сведения могут существенно препятствовать правильному течению процесса психосексуального развития подростка и имеют тенденцию сказываться на всей его дальнейшей жизни.

 

Педагог-психолог Калубако В.И.