Общие рекомендации по оформлению учебного кабинета
Работа в предметных кабинетах организуется в пяти направлениях:
- Оборудование и художественное оформление кабинета
Речь фактически идет о приспособлении обычного класса под кабинет. С этой целью одна часть классной доски отводится под магнитную доску, другая – под наборный щит для словарных карточек, таблиц, наглядных пособий, центр доски в случае необходимости используется в качестве экрана. Доски могут быть: аудиторная (многофункциональная, мобильная, текстильная, интерактивная), доска-мольберт. На доску прикрепляются приспособления для подвешивания наглядных пособий. Согласно санитарным нормам и правилам оборудуются рабочие места учителя и учеников.
! При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:
столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;
столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставятся первыми;
столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;
расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;
расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;
конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;
наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;
расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).
Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.
(п.76 СанПиН)
Расставляется необходимая мебель для хранения, демонстрации и экспонирования учебных пособий: секции, полки, книжные шкафы, столы-подставки. На передней демонстрационной стене кабинета вывешиваются портреты классиков, ученых, писателей и т.п. На боковых экспозиционных стенах помещаются информационные стенды и стенды для выставочных материалов. На передней стене может размещаться стенд для поурочного оформления учебного материала.
В отборе экспозиционного материала учителя должны придерживаться правила: не перегружать стенды наглядностью, чтобы не отвлекать внимания учащихся на уроке. Для настенной экспозиции используются стенды («Изучаем русский язык», «О чем не успел рассказать учебник?», «Читай – думай – спорь», «Литературный календарь» и т.п.), предметная газета и т.п., а также специальный материал по развитию речи: программно-тематический набор картинок или иллюстраций с определенными заданиями.
Экспонируемый материал можно подбирать из специальной научно-популярной литературы, методических журналов, ориентируясь на практическую значимость материала. Также на усмотрение учителя в кабинете могут экспонироваться лучшие тетради учеников, творческие работы школьников, материалы клубов, кружков, книжные новинки и др.
- Оснащение кабинета техническими средствами обучения (ТСО)
В современных условиях обеспечить каждый учебный кабинет полным комплектом звукозаписывающей, звуковоспроизводящей и оптико-проекционной аппаратуры, лингафонным устройством, компьютерами еще не представляется возможным. В школах практикуется сосредоточение ТСО в отдельном кабинете или размещение их в смежных кабинетах определенного типа предметов.
- Комплектование книжных фондов кабинета
Во избежание перегруженности в кабинете сосредотачивается лишь самая необходимая учителю в повседневной работе литература. Это научно-популярная литература по отдельным программным темам, новейшие справочные издания, художественная, учебная, критическая и др.
Значительное место в кабинете занимает методическая литература, как общетеоретического характера, так и по вопросам частных методик: указания к учебникам, методические разработки, предметно-методические журналы, учебно-методические пособия, пособия для внеклассной работы, сборники задач и др.
Большую часть книжных фондов кабинетов составляют комплекты учебников, печатный дидактический материал, сборники диктантов и изложений, упражнения, словари и справочные пособия, литература для внеклассного чтения, газеты. Здесь же находятся учебные программы, нормативные документы и инструктивно-методические письма по вопросам преподавания учебных предметов.
- Накопление учебно-наглядных пособий
Фонды учебно-наглядных пособий кабинета составляют: крупноформатные демонстрационные таблицы, раздаточный дидактический материал, программированный материал, схемы, карточки, портреты писателей и исторических деятелей, иллюстративные и хронологические таблицы, репродукции картин к программным произведениям, альбомы, средства предметной наглядности, тематические коллекции.
Учебно-наглядные пособия в большинстве своем изготавливаются силами педагогов и учащихся с учетом программных требований и специфики предметов.
- Учет и каталогизация имущества кабинета
Важнейшим условием успешного применения наглядности в обучении является рациональное размещение, бережное хранение, четкая классификация и каталогизация всех электронных средств обучения, учебно-наглядных пособий. Единообразия в этом вопросе нет, но наличие в кабинете систематизированного каталога (литературы, технических средств, ЭСО, наглядных и учебных пособий) по каждой программной теме во многом облегчит работу учителя по подготовке урока и его проведению.
Существенную помощь педагогу оказывают и отдельные картотеки аудиовизуальных средств с указанием названия пособия, класса, программной темы, продолжительности использования (в мин.) звуковых пособий.
Большую ценность в практике работы учителей представляют материалы, собранные в тематические папки, в которых содержатся: библиография по теме, список имеющихся учебно-наглядных пособий, календарно-тематическое планирование, поурочные планы-конспекты, обобщающие уроки, материал для внеклассной работы, материалы по самообразованию и т.д.
(По материалам пособия «Паспорт учебного кабинета», изд. «Белый ветер»)
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Охрана труда (инструкции, правила безопасного поведения на уроке).
- Санитарно-гигиенические требования к помещению кабинета.
- Программы по учебным предметам и факультативным занятиям, календарно-тематическое планирование по предмету и факультативным занятиям.
- Материалы по подготовке к итоговой аттестации (экзаменам и централизованному тестированию).
- Работа с одаренными учащимися.
- Олимпиадные задания.
- Творческие работы учащихся.
- Мониторинг качества знаний учащихся.
- Материалы по самообразованию учителя.
- Современные образовательные технологии.
- Материалы для обобщающих уроков.
- Нетрадиционные формы уроков.
- Внеклассная работа по предмету.
- Картотека литературы.
ДОКУМЕНТАЦИЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
Нормативно-правовое обеспечение
- Выписка из протокола заседания методического совета «О готовности учебного кабинета».
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете.
- Выписка из приказа «О назначении заведующего кабинетом».
- Примерные рекомендации по оформлению кабинета.
- Инструкция о должностных обязанностях заведующего кабинетом.
- Правила пользования кабинетом.
- Инструкция по охране труда.
- Санитарные нормы и правила.
- Схема размещения мебели в кабинете.
- Характеристика помещения кабинета.
- Опись имущества кабинета.
- Инвентарная ведомость на ТСО.
- Перспективный план работы кабинета.
- План развития кабинета на учебный год.
Учебная работа
- Занятость кабинета.
- Расписание факультативных занятий.
- График проведения стимулирующих и поддерживающих занятий.
- График консультаций по подготовке к экзаменам.
- Контрольно-оценочные материалы.
- Учебно-методический материал.
- Учебная и справочная литература.
- Художественная литература по предмету.
- Методические разработки.
Внеклассная работа
- Совет актива кабинета.
- План индивидуальной работы с учащимися по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям, экзаменам, ЦТ.
- Информация о результатах работы со способными и одаренными школьниками.
- Банк данных о способных и одаренных школьниках.
- График работы кружков, секций, клубов.
- Творческие работы учащихся.
- Перечень тем рефератов и сообщений.
ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
- Общие требования
Наличие документов, стендов, уголков:
- приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;
- паспорт кабинета;
- план развития кабинета;
- санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
- наличие современного оборудования;
- состояние мебели в кабинете;
- наличие документации;
- стенды;
- эстетичность оформления кабинета;
- правила безопасного поведения на уроке.
- Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
- Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация с указанием имеющегося в нем оборудования, ТСО, ЭСО, наглядных пособий, учебников, учебно-методических и программно-методических комплексов, дидактического материала, комплектов индивидуальных заданий, литературой (книги для внеклассного чтения, газеты, словари, справочники), специальная методическая литература; предметные средства обучения (карточки, тетради); наглядные пособия (таблицы, плакаты); печатные пособия (таблицы, карточки, портреты и др.).
- Наличие папок:
- учебные программы, календарно-тематическое планирование по предметам;
- инструктивно-методические рекомендации МО РБ и другие нормативные документы (см. раздел «номенклатура дел учебного кабинета»);
- материалы предметных недель;
- экзаменационные материалы;
- разноуровневые задания по видам речевой деятельности (по классам);
- мониторинг качества обученности;
- программы факультативных занятий, календарно-тематическое планирование.
- Стендовый материал: рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (творческая деятельность, подготовка к итоговой аттестации).
- Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, материал из опыта работы по изучению и апробации новых образовательных и информационных педагогических технологий, сценарии внеклассных мероприятий.
- Творческие работы учащихся.
свернуть