Преемственность дошкольного и I ступени общего среднего образования

Обеспечение преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

развернуть

Деятельность ГУО «Яршевичская   средняя школа" по обеспечению преемственности дошкольного и I ступени  общего среднего образования в 2023/2024 учебном году

 

В 2023/2024 учебном году образовательный процесс между работой дошкольного и 1 ступени общего среднего образования в ГУО «Яршевичская  средняя школа» организован в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении дошкольного образования, образовательными стандартами, а также учебной программой,  регулирующей деятельность учреждения дошкольного образования.

 На 2023/2024 учебный год по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования запланированы следующие мероприятия:

-инструктивно-методическое совещание «Организация образовательного процесса в 2023/2024 учебном году»;

- работа методического объединения учителей  начальных классов и воспитателей дошкольного образования

-консультации для педагогов и родителей, законных представителей «Сформированность познавательных процессов и учебных умений для успешного обучения в школе»;                                                     

-взаимопосещение уроков и занятий учителями первой ступени общего среднего образования и воспитателями старших групп учреждений дошкольного образования;

-тематическая выставка  «Скоро в школу».

Для повышения уровня готовности к обучению в школе у старших дошкольников определен перспективный план на год работы с детьми, включающий два взаимосвязанных направления: работа с детьми и их родителями, законными представителями.

В работе с детьми:

- участие воспитанников садовой группы в школьных праздниках «День учителя», «День матери», «8 Марта»;

Экскурсии детей старшей группы по школе:

- в гости к первоклассникам;

- школьная библиотека-источник знаний;

- компьюторный класс;

-в музейную комнату учреждения «НашыВытоки»;

- Выпускной балл «Детский сад, тебя нам не забыть!»

- работа учителя-дефектолога

 

В работе с родителями, законными представителями:

Консультации для родителей, законных представителей педагогом-психологом и воспитателями дошкольного образования:

-развитие речи детей старшего дошкольного возраста;

-подготовка руки к письму;

-школа- новый этап в жизни вашего ребёнка.

Родительское собрание «Готовимся к школе вместе».

Проводится информационное сопровождения направления работы учреждения через сайт учреждения образования.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста созданы все необходимые условия для образовательного процесса. Образовательный процесс обеспечен средствами воспитания обучения с учетом возрастных особенностей детей. Имеются учебно-методические комплексы, наглядные пособия.   

Занятия по подготовке к школе для старших дошкольников проводятся с использованием игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

В  работе со старшими дошкольниками  используются на занятиях простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.  Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В связи с этим в группе имеется математический материал, с пособиями для самостоятельной и совместной деятельности. Так же имеются:

- различные дидактические, «Што за чым?», «Знайдзі пару»,  «Вясёлыя буквы», «Цыфры» сюжетно-ролеве игры  и многое другое;

- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, пазлы.

Среди дидактических игр, прежде всего, подобраны игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы, мазаика),  по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, и для этого набор игр  достаточно разнообразен и постоянно меняется. Используются игры со счетными палочками, которые помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр развиваются представления ребенка о форме, количестве, цвете. Для развития всех мыслительных операций  имеются такие игры, как: отгадай-ка, магазин, отвечай поскорей, сложи фигуры, что лишнее и почему? и многое другое.

 

Для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни и двигательной активности, устойчивого интереса к физкультурным занятиям в нашем учреждении используются следующие формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика;  физкультминутки на занятиях, двигательные перерывы между занятиями, подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов.

Важной  работой по преемственности является тесное сотрудничество с семьёй. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки «Скоро в школу», «Советы будущим первоклассникам» для благоприятного климата взаимодействия с родителями, где в течение года размещается нужная и полезная  информация для родителей, законных представителей.

Неотъемлемой работой  преемственности является плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Проводятся родительские собрания с участием учителя начальных классов,  где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе. Учителя школы знакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнают основные требования программы, по которой работает детский сад. А воспитатели детского сада знакомиться с программами для детей 1 класса, знакомятся с  основными направлениями работы учителей начальных классов.

         Две ступени образования  работают не изолировано, а в тесной взаимосвязи, что позволяет учреждению организовать образовательный процесс с опорой на развитие, которое дети получают в дошкольном учреждении, а педагоги дошкольного учреждения работают с ориентацией на следующую образовательную работу в учреждении.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.

Задачи дошкольной группы организации преемственности:

приобщать детей к здоровому образу жизни;

обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;

развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;

включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 

формировать знания об окружающем мире;

стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи первой ступени при организации преемственности:

формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;

развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;

формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;

развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Работа учреждения организована по следующим направлениям реализации преемственности:

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами

Работа с детьми

Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;

взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;

совместные педагогические советы по вопросам преемственности;

совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;

семинары-практикумы;

взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (споследующем обсуждением).

изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми включает:

организацию адаптационных занятий с детьми старшей возрастной группы в рамках школы будущего первоклассника;

организация экскурсий по школе;

комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;

проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;

совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

совместное проведение родительских собраний;

посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

открытые занятия;

консультации воспитателей, учителей начальных классов;

привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

В работе с родителями применяются различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника»

свернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1.  КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04 августа 2022 г. № 203 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования»
  3. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление  МО РБ от 25.01 2013 г. № 8);
  4. Специфические санитарно-эпидемиологоческие требования от 07.08.2019 №525
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № 228 "Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования" 
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 «Об утверждении правил безопасности, правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися»
  7. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»

  8. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612

  9. О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. 1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
  2. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 верасня 2022 г. № 322 «Аб установе агульнай сярэдняй адукацыі»
  3.  Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление МЗ РБ от 27.12.2012 № 206).
  4. Специфические санитарно-эпидемиологоческие требования от 07.08.2019 №525
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
  6. Образовательные стандарты общего среднего образования от 26.12.2018 № 125
  7. Об отчислении для перевода, переводе обучающихся и восстановлении лиц для продолжения получения образования
свернуть

Памятка "Как подготовить ребёнка к школе"

развернуть
Готовность ребёнка к школе определяется тремя основными аспектами: физическое развитие, психологическое развитие, интеллектуальное развитие .
  1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.
  • Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.
  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.
    • Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.
    • Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.
  • Тренируйте внимание и умение концентрироваться.
    • Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.
  • Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.
    • Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.
    • Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.
  • Приучайте к дисциплине
    • Приучайте ребёнка самостоятельно умываться и одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки и книги. Для этого придумайте увлекательную игру, где все действия станут частью большого приключения-квеста: выполняйте их на скорость, зарабатывайте бонусы, делитесь достижениями друг с другом, добавьте смешные ритуалы.
  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  • «Зажгите» познавательный интерес
    • Стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке.
    • Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.
  • Развивайте речь и умение общаться.
    • Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми, задавать и отвечать на вопросы.
    • Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.
    • Тренируйте ребёнка пересказывать небольшие рассказы, учите понимать смысл произведения, рассказывать историю по картинке.
    • Расширяйте словарный запас ребёнка
    • Разбирайте с ребёнком фонетический состав слова. Находите слова с определённым звуком (например, слова с буквой «с»). Учите разбивать слова на слоги. Не лишним будет учить его выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки.
  • Развивайте логическое мышление.
    • Регулярно выполняйте нестандартные задания и решайте с ребёнком задачи на логику. Дополнительная польза: у ребенка формируется усидчивость и привычка доводить начатое дело до конца.
    • Развивайте у ребёнка умение обобщать и разделять предметы по признаку. Учите группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет и отличает указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и так далее. Следует учить его отличать живое и неживое, женский и мужской род.
  • Расширяйте знания ребёнка об окружающем мире.
    • Ребёнок должен знать своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, домашний адрес, название страны и столицы.
    • Формируйте у ребёнка общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, птицы, базовые знания растений.
  • Развивайте математические навыки.
    • Учите ребёнка счёту (вплоть до 100), выполнению элементарных операций на сложение и вычитание в пределах первого десятка, умению соотносить цифру и реальное количество предметов, знанию геометрических фигур.
свернуть