Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Яршевичская средняя школа"
Деятельность ГУО «Яршевичская средняя школа" по обеспечению преемственности дошкольного и I ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году
В 2023/2024 учебном году образовательный процесс между работой дошкольного и 1 ступени общего среднего образования в ГУО «Яршевичская средняя школа» организован в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением об учреждении дошкольного образования, образовательными стандартами, а также учебной программой, регулирующей деятельность учреждения дошкольного образования.
На 2023/2024 учебный год по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования запланированы следующие мероприятия:
-инструктивно-методическое совещание «Организация образовательного процесса в 2023/2024 учебном году»;
- работа методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования
-консультации для педагогов и родителей, законных представителей «Сформированность познавательных процессов и учебных умений для успешного обучения в школе»;
-взаимопосещение уроков и занятий учителями первой ступени общего среднего образования и воспитателями старших групп учреждений дошкольного образования;
-тематическая выставка «Скоро в школу».
Для повышения уровня готовности к обучению в школе у старших дошкольников определен перспективный план на год работы с детьми, включающий два взаимосвязанных направления: работа с детьми и их родителями, законными представителями.
В работе с детьми:
- участие воспитанников садовой группы в школьных праздниках «День учителя», «День матери», «8 Марта»;
Экскурсии детей старшей группы по школе:
- в гости к первоклассникам;
- школьная библиотека-источник знаний;
- компьюторный класс;
-в музейную комнату учреждения «НашыВытоки»;
- Выпускной балл «Детский сад, тебя нам не забыть!»
- работа учителя-дефектолога
В работе с родителями, законными представителями:
Консультации для родителей, законных представителей педагогом-психологом и воспитателями дошкольного образования:
-развитие речи детей старшего дошкольного возраста;
-подготовка руки к письму;
-школа- новый этап в жизни вашего ребёнка.
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе».
Проводится информационное сопровождения направления работы учреждения через сайт учреждения образования.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста созданы все необходимые условия для образовательного процесса. Образовательный процесс обеспечен средствами воспитания обучения с учетом возрастных особенностей детей. Имеются учебно-методические комплексы, наглядные пособия.
Занятия по подготовке к школе для старших дошкольников проводятся с использованием игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.
В работе со старшими дошкольниками используются на занятиях простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В связи с этим в группе имеется математический материал, с пособиями для самостоятельной и совместной деятельности. Так же имеются:
- различные дидактические, «Што за чым?», «Знайдзі пару», «Вясёлыя буквы», «Цыфры» сюжетно-ролеве игры и многое другое;
- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, пазлы.
Среди дидактических игр, прежде всего, подобраны игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы, мазаика), по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, и для этого набор игр достаточно разнообразен и постоянно меняется. Используются игры со счетными палочками, которые помогают развивать не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр развиваются представления ребенка о форме, количестве, цвете. Для развития всех мыслительных операций имеются такие игры, как: отгадай-ка, магазин, отвечай поскорей, сложи фигуры, что лишнее и почему? и многое другое.
Для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни и двигательной активности, устойчивого интереса к физкультурным занятиям в нашем учреждении используются следующие формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика; физкультминутки на занятиях, двигательные перерывы между занятиями, подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов.
Важной работой по преемственности является тесное сотрудничество с семьёй. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки «Скоро в школу», «Советы будущим первоклассникам» для благоприятного климата взаимодействия с родителями, где в течение года размещается нужная и полезная информация для родителей, законных представителей.
Неотъемлемой работой преемственности является плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Проводятся родительские собрания с участием учителя начальных классов, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе. Учителя школы знакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнают основные требования программы, по которой работает детский сад. А воспитатели детского сада знакомиться с программами для детей 1 класса, знакомятся с основными направлениями работы учителей начальных классов.
Две ступени образования работают не изолировано, а в тесной взаимосвязи, что позволяет учреждению организовать образовательный процесс с опорой на развитие, которое дети получают в дошкольном учреждении, а педагоги дошкольного учреждения работают с ориентацией на следующую образовательную работу в учреждении.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
Задачи дошкольной группы организации преемственности:
приобщать детей к здоровому образу жизни;
обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формировать знания об окружающем мире;
стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи первой ступени при организации преемственности:
формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Работа учреждения организована по следующим направлениям реализации преемственности:
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
Работа с детьми
Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
семинары-практикумы;
взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (споследующем обсуждением).
изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми включает:
организацию адаптационных занятий с детьми старшей возрастной группы в рамках школы будущего первоклассника;
организация экскурсий по школе;
комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
совместное проведение родительских собраний;
посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
открытые занятия;
консультации воспитателей, учителей начальных классов;
привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
В работе с родителями применяются различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника»
свернутьУЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ