Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Яршевичская средняя школа"
Анализ и самоанализ урока. Варианты анализа урока
В а р и а н т 1.
а) со слабоуспевающими;
б) с сильными учащимися.
В а р и а н т 2.
В а р и а н т 3.
Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.
а) полнота и целостность отражения вопросов программы;
б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;
в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;
г) межпредметные связи.
III. Методы обучения на уроке.
VII. Деятельность учащихся на уроке.
VIII. Общая оценка урока.
а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.
б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.
в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?
г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?
Дидактические требования к современному уроку
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ |
Дидактические задачи |
Показатели реального результата решения задачи |
1. Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка выполнения домашнего задания. |
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3. Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5. Первичная проверка понимания. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6. Закрепление знаний и способов действий. |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7. Обобщение и систематизация знаний. |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. |
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8. Контроль и самопроверка знаний. |
Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9. Подведение итогов занятий. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10. Рефлексия. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
11. Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Этапы комбинированного урока:
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
свернуть
Общие рекомендации по оформлению учебного кабинета
Работа в предметных кабинетах организуется в пяти направлениях:
Речь фактически идет о приспособлении обычного класса под кабинет. С этой целью одна часть классной доски отводится под магнитную доску, другая – под наборный щит для словарных карточек, таблиц, наглядных пособий, центр доски в случае необходимости используется в качестве экрана. Доски могут быть: аудиторная (многофункциональная, мобильная, текстильная, интерактивная), доска-мольберт. На доску прикрепляются приспособления для подвешивания наглядных пособий. Согласно санитарным нормам и правилам оборудуются рабочие места учителя и учеников.
! При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:
столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;
столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставятся первыми;
столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;
расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;
расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;
конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;
наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;
расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).
Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.
(п.76 СанПиН)
Расставляется необходимая мебель для хранения, демонстрации и экспонирования учебных пособий: секции, полки, книжные шкафы, столы-подставки. На передней демонстрационной стене кабинета вывешиваются портреты классиков, ученых, писателей и т.п. На боковых экспозиционных стенах помещаются информационные стенды и стенды для выставочных материалов. На передней стене может размещаться стенд для поурочного оформления учебного материала.
В отборе экспозиционного материала учителя должны придерживаться правила: не перегружать стенды наглядностью, чтобы не отвлекать внимания учащихся на уроке. Для настенной экспозиции используются стенды («Изучаем русский язык», «О чем не успел рассказать учебник?», «Читай – думай – спорь», «Литературный календарь» и т.п.), предметная газета и т.п., а также специальный материал по развитию речи: программно-тематический набор картинок или иллюстраций с определенными заданиями.
Экспонируемый материал можно подбирать из специальной научно-популярной литературы, методических журналов, ориентируясь на практическую значимость материала. Также на усмотрение учителя в кабинете могут экспонироваться лучшие тетради учеников, творческие работы школьников, материалы клубов, кружков, книжные новинки и др.
В современных условиях обеспечить каждый учебный кабинет полным комплектом звукозаписывающей, звуковоспроизводящей и оптико-проекционной аппаратуры, лингафонным устройством, компьютерами еще не представляется возможным. В школах практикуется сосредоточение ТСО в отдельном кабинете или размещение их в смежных кабинетах определенного типа предметов.
Во избежание перегруженности в кабинете сосредотачивается лишь самая необходимая учителю в повседневной работе литература. Это научно-популярная литература по отдельным программным темам, новейшие справочные издания, художественная, учебная, критическая и др.
Значительное место в кабинете занимает методическая литература, как общетеоретического характера, так и по вопросам частных методик: указания к учебникам, методические разработки, предметно-методические журналы, учебно-методические пособия, пособия для внеклассной работы, сборники задач и др.
Большую часть книжных фондов кабинетов составляют комплекты учебников, печатный дидактический материал, сборники диктантов и изложений, упражнения, словари и справочные пособия, литература для внеклассного чтения, газеты. Здесь же находятся учебные программы, нормативные документы и инструктивно-методические письма по вопросам преподавания учебных предметов.
Фонды учебно-наглядных пособий кабинета составляют: крупноформатные демонстрационные таблицы, раздаточный дидактический материал, программированный материал, схемы, карточки, портреты писателей и исторических деятелей, иллюстративные и хронологические таблицы, репродукции картин к программным произведениям, альбомы, средства предметной наглядности, тематические коллекции.
Учебно-наглядные пособия в большинстве своем изготавливаются силами педагогов и учащихся с учетом программных требований и специфики предметов.
Важнейшим условием успешного применения наглядности в обучении является рациональное размещение, бережное хранение, четкая классификация и каталогизация всех электронных средств обучения, учебно-наглядных пособий. Единообразия в этом вопросе нет, но наличие в кабинете систематизированного каталога (литературы, технических средств, ЭСО, наглядных и учебных пособий) по каждой программной теме во многом облегчит работу учителя по подготовке урока и его проведению.
Существенную помощь педагогу оказывают и отдельные картотеки аудиовизуальных средств с указанием названия пособия, класса, программной темы, продолжительности использования (в мин.) звуковых пособий.
Большую ценность в практике работы учителей представляют материалы, собранные в тематические папки, в которых содержатся: библиография по теме, список имеющихся учебно-наглядных пособий, календарно-тематическое планирование, поурочные планы-конспекты, обобщающие уроки, материал для внеклассной работы, материалы по самообразованию и т.д.
(По материалам пособия «Паспорт учебного кабинета», изд. «Белый ветер»)
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
ДОКУМЕНТАЦИЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
Нормативно-правовое обеспечение
Учебная работа
Внеклассная работа
ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Наличие документов, стендов, уголков:
- приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;
- паспорт кабинета;
- план развития кабинета;
- санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
- наличие современного оборудования;
- состояние мебели в кабинете;
- наличие документации;
- стенды;
- эстетичность оформления кабинета;
- правила безопасного поведения на уроке.
- учебные программы, календарно-тематическое планирование по предметам;
- инструктивно-методические рекомендации МО РБ и другие нормативные документы (см. раздел «номенклатура дел учебного кабинета»);
- материалы предметных недель;
- экзаменационные материалы;
- разноуровневые задания по видам речевой деятельности (по классам);
- мониторинг качества обученности;
- программы факультативных занятий, календарно-тематическое планирование.
свернуть