Учителю-предметнику

Анализ и самоанализ урока. Варианты анализа урока

развернуть

Анализ и самоанализ урока. Варианты анализа урока

 

В а р и а н т  1.

  1. Тема урока.
  2. Цели урока: обучающая, воспитывающая, развивающая.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Связь с предшествующими уроками.
  5. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
  6. Способы активизации работы учащихся на уроке.
  7. Работа учителя перед уроком и на уроке в целях экономии времени.
  8. Распределение времени учителем на уроке.
  9. Работа учителя по поддержанию дисциплины и внимания учащихся на уроке.
  10. Знание учителем учащихся класса и использование их индивидуальных особенностей в обучении.
  11. Организация работы:

а) со слабоуспевающими;

б) с сильными учащимися.

  1. Применение различных методов организации деятельности учащихся на уроке (коллективная, индивидуальная, групповая).
  2. Способы сообщения нового материала.
  3. Введение новых понятий.
  4. Работа над формулировками определений, аксиом, теорем, правил на уроке.
  5. Организация закрепления на уроке.
  6. Методика решения задач.
  7. Вопросы практической значимости, решаемые на уроке.
  8. Осуществление межпредметных связей на уроке.
  9. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
  10. Средства наглядности и ТСО, используемые на уроке.
  11. Оформление записи учителем на доске.
  12. Руководство учителем записью учащихся на доске, в тетради.
  13. Формы контроля за работой учащихся на уроке.
  14. Ошибки учащихся и пути их исправления.
  15. Форма предъявления, объем домашнего задания и его комментирование учителем.
  16. Речь учителя, ее четкость, грамотность, эмоциональность.

 

В а р и а н т  2.

  1. Место урока в системе уроков по данной теме.
  2. Тип, вид урока; цели урока, степень их достижения в конце урока.
  3. Методы обучения, используемые на уроке в разной классификации (по передаче содержания и способов действий с ними; по организации деятельности школьников и т. п.).
  4. Перечислите формы и методы контроля, используемые на уроке. Определите оперативность их использования.
  5. Выделите этапы урока по их целям и назовите методы мотивации, контроля и обучения на каждом этапе.
  6. Способы осуществления индивидуального подхода, уровневой дифференциации на уроке, учета психологических особенностей школьников, закономерностей процесса обучения.
  7. Охарактеризуйте методические особенности содержания урока (введение нового понятия; изучение свойств, признаков; типовые задачи; операционный состав действий и т. п.).
  8. Выделите аналитические и синтетические приемы умственной деятельности. Каким отдавалось предпочтение на уроке? Почему?
  9. Насколько полно выдержана методика обучения решению задач (анализ, мотивация и моделирование условия, составление модели, выбор теоретической базы, поиск пути решения, решение, исследование результата, формулирование ответа, учебно-познавательный анализ). Чем объясняется отступление от данной методики?
  10. Какими обобщенными умственными умениями овладели школьники на уроке? Как организовывалась эта деятельность?
  11. Укажите типичные ошибки учеников при изучении данного содержания; пути их предупреждения и устранения.
  12. Как использовались игровые ситуации, коллективные и групповые формы работы?
  13. Были ли на уроке удачные воспитательные моменты? Охарактеризуйте воспитательную ценность урока в целом.
  14. Удачно ли выбрана система методов обучения на уроке в целом с позиций личностного и деятельностного подходов к процессу обучения?
  15. Было ли на уроке взаимопонимание учителя и учеников, как строилось общение в процессе совместной работы?
  16. Ваши рекомендации по совершенствованию, более удачному выбору методов, организации урока.

 

В а р и а н т  3.

  1. Тема урока. Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.

Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.

  1. Содержание урока и его компоненты.
  2. Соответствие содержания материала урока требованиям программы:

а) полнота и целостность отражения вопросов программы;

б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;

в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;

г) межпредметные связи.

  1. Научность и доступность изложения материала урока. Точность и четкость определения всех изучаемых понятий.
  2. Воспитательная направленность содержания урока. Умение учителя выделить основную мировоззренческую идею урока и понимание ее учащимися.
  3. Оценка нравственного содержания урока.
  4. Практическая направленность содержания. Профориентационное влияние урока, направленность на трудовое воспитание.

III. Методы обучения на уроке.

  1. Какие методы обучения доминировали на разных этапах урока?
  2. Какие методы и приемы оказывали наиболее эффективное влияние на раскрытие содержания учебного материала?
  3. Какие вы можете отметить методические новинки, их эффективность, целесообразность использования именно на данном уроке?
  4. Выделите методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
  5. Оцените методику организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Приемы индивидуализации и дифференциации обучения, приемы организации коллективной работы учащихся.
  6. Организационное начало урока.
  7. Готовность учителя к уроку (наличие плана, конспекта, инструментов, оборудования и т. п.).
  8. Готовность учащихся к уроку (дежурные, наличие учебников, тетрадей, инструментов и т. п.).
  9. Готовность помещения к уроку (доска, мел, чистота и т. д.).
  10. Организационная структура урока.
  11. Мобилизующее начало урока.
  12. Четкость всей структуры урока и законченность его отдельных этапов.
  13. Насыщенность урока.
  14. Контакт учителя с классом (эрудиция, авторитет, речь и т. п.).
  15. Активность учащихся на уроке в целом и на отдельных этапах.
  16. Деятельность учителя на уроке.
  17. Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке (умение учителя применять методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский).
  18. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся учителем и самоконтроль, самоанализ и критические оценки школьников.
  19. Организация побуждения учащихся к деятельности (установки, комментарии учителя, стимулирование интереса, принуждение).
  20. Приемы организации внимания, поддерживание интереса к выполняемой учащимися работе, разнообразные задания, целевые установки перед выполнением заданий, использование правила запоминания, приемов актуализации знаний, умений учащихся (специально подобранные вопросы, задачи, алгоритмы, эвристика, схемы и т. п.).
  21. Состояние тетрадей, проверка их учителем.

VII. Деятельность учащихся на уроке.

  1. В какой мере учителю удалось вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке?
  2. С помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемной ситуации, разные уровни деятельности учащихся на отдельных этапах и уроке в целом, виды творческой работы учащихся и т. п.)?
  3. В какой мере учителю удалось сочетать фронтальную и индивидуальную работы учащихся на отдельных этапах и уроке в целом? Осуществилась ли попытка организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся?
  4. В какой мере учителю удалось формирование знаний, умений и навыков на уроке (организация усвоения, закрепления повторения, предупреждение, забывания и т. п.)?

VIII. Общая оценка урока.

  1. Выполнение плана урока.
  2. Достижение цели урока.
  3. Особенно интересное и поучительное на уроке.
  4. Какое и насколько целесообразно применялось оборудование, КТСО, УМК и т. п.?

а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.

б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.

в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?

г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?

  1. Какие недостатки отмечены на уроке?
  2. Выводы, оценка урока.
свернуть

Дидактические требования к современному уроку

развернуть

Дидактические требования к современному уроку

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

Этапы комбинированного урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка выполнения домашнего задания
  3. Всесторонняя проверка знаний
  4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  5. Усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  7. Закрепление новых знаний.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

 Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

  1. Организация начала урока
  2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  3. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

свернуть

Общие рекомендации по оформлению учебного кабинета

развернуть

 

Общие рекомендации по оформлению учебного кабинета

 

Работа в предметных кабинетах организуется в пяти направлениях:

  1. Оборудование и художественное оформление кабинета

Речь фактически идет о приспособлении обычного класса под кабинет. С этой целью одна часть классной доски отводится под магнитную доску, другая – под наборный щит для словарных карточек, таблиц, наглядных пособий, центр доски в случае необходимости используется в качестве экрана. Доски могут быть: аудиторная (многофункциональная, мобильная, текстильная, интерактивная), доска-мольберт. На доску прикрепляются приспособления для подвешивания наглядных пособий. Согласно санитарным нормам и правилам оборудуются рабочие места учителя и учеников.

! При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:

столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;

столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставятся первыми;

столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;

расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;

расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;

расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;

конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;

расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;

расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).

Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.

(п.76 СанПиН)

Расставляется необходимая мебель для хранения, демонстрации и экспонирования учебных пособий: секции, полки, книжные шкафы, столы-подставки. На передней демонстрационной стене кабинета вывешиваются портреты классиков, ученых, писателей и т.п. На боковых экспозиционных стенах помещаются информационные стенды и стенды для выставочных материалов. На передней стене может размещаться стенд для поурочного оформления учебного материала.

В отборе экспозиционного материала учителя должны придерживаться правила: не перегружать стенды наглядностью, чтобы не отвлекать внимания учащихся на уроке. Для настенной экспозиции используются стенды («Изучаем русский язык», «О чем не успел рассказать учебник?», «Читай – думай – спорь», «Литературный календарь» и т.п.), предметная газета и т.п., а также специальный материал по развитию речи: программно-тематический набор картинок или иллюстраций с определенными заданиями.

Экспонируемый материал можно подбирать из специальной научно-популярной литературы, методических журналов, ориентируясь на практическую значимость материала. Также на усмотрение учителя в кабинете могут экспонироваться лучшие тетради учеников, творческие работы школьников, материалы клубов, кружков, книжные новинки и др.

  1. Оснащение кабинета техническими средствами обучения (ТСО)

В современных условиях обеспечить каждый учебный кабинет полным комплектом звукозаписывающей, звуковоспроизводящей и оптико-проекционной аппаратуры, лингафонным устройством, компьютерами еще не представляется возможным. В школах практикуется сосредоточение ТСО в отдельном кабинете или размещение их в смежных кабинетах определенного типа предметов.

  1. Комплектование книжных фондов кабинета

Во избежание перегруженности в кабинете сосредотачивается лишь самая необходимая учителю в повседневной работе литература. Это научно-популярная литература по отдельным программным темам, новейшие справочные издания, художественная, учебная, критическая и др.

Значительное место в кабинете занимает методическая литература, как общетеоретического характера, так и по вопросам частных методик: указания к учебникам, методические разработки, предметно-методические журналы, учебно-методические пособия, пособия для внеклассной работы, сборники задач и др.

Большую часть книжных фондов кабинетов составляют комплекты учебников, печатный дидактический материал, сборники диктантов и изложений, упражнения, словари и справочные пособия, литература для внеклассного чтения, газеты. Здесь же находятся учебные программы, нормативные документы и инструктивно-методические письма по вопросам преподавания учебных предметов.

  1.  Накопление учебно-наглядных пособий

Фонды учебно-наглядных пособий кабинета составляют: крупноформатные демонстрационные таблицы, раздаточный дидактический материал, программированный материал, схемы, карточки, портреты писателей и исторических деятелей, иллюстративные и хронологические таблицы, репродукции картин к программным произведениям, альбомы, средства предметной наглядности, тематические коллекции.

Учебно-наглядные пособия в большинстве своем изготавливаются силами педагогов и учащихся с учетом программных требований и специфики предметов.

  1. Учет и каталогизация имущества кабинета

Важнейшим условием успешного применения наглядности в обучении является рациональное размещение, бережное хранение, четкая классификация и каталогизация всех электронных средств обучения, учебно-наглядных пособий. Единообразия в этом вопросе нет, но наличие в кабинете систематизированного каталога (литературы, технических средств, ЭСО, наглядных и учебных пособий) по каждой программной теме во многом облегчит работу учителя по подготовке урока и его проведению.

Существенную помощь педагогу оказывают и отдельные картотеки аудиовизуальных средств с указанием названия пособия, класса, программной темы, продолжительности использования (в мин.) звуковых пособий.

Большую ценность в практике работы учителей представляют материалы, собранные в тематические папки, в которых содержатся: библиография по теме, список имеющихся учебно-наглядных пособий, календарно-тематическое планирование, поурочные планы-конспекты, обобщающие уроки, материал для внеклассной работы, материалы по самообразованию и т.д.

(По материалам пособия «Паспорт учебного кабинета», изд. «Белый ветер»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

 

  1. Нормативно-правовое обеспечение.
  2. Охрана труда (инструкции, правила безопасного поведения на уроке).
  3. Санитарно-гигиенические требования к помещению кабинета.
  4. Программы по учебным предметам и факультативным занятиям, календарно-тематическое планирование по предмету и факультативным занятиям.
  5. Материалы по подготовке к итоговой аттестации (экзаменам и централизованному тестированию).
  6. Работа с одаренными учащимися.
  7. Олимпиадные задания.
  8. Творческие работы учащихся.
  9. Мониторинг качества знаний учащихся.
  10. Материалы по самообразованию учителя.
  11. Современные образовательные технологии.
  12. Материалы для обобщающих уроков.
  13. Нетрадиционные формы уроков.
  14. Внеклассная работа по предмету.
  15. Картотека литературы.

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Выписка из протокола заседания методического совета «О готовности учебного кабинета».
  2. Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете.
  3. Выписка из приказа «О назначении заведующего кабинетом».
  4. Примерные рекомендации по оформлению кабинета.
  5. Инструкция о должностных обязанностях заведующего кабинетом.
  6. Правила пользования кабинетом.
  7. Инструкция по охране труда.
  8. Санитарные нормы и правила.
  9. Схема размещения мебели в кабинете.
  10. Характеристика помещения кабинета.
  11. Опись имущества кабинета.
  12. Инвентарная ведомость на ТСО.
  13. Перспективный план работы кабинета.
  14. План развития кабинета на учебный год.

Учебная работа

  1. Занятость кабинета.
  2. Расписание факультативных занятий.
  3. График проведения стимулирующих и поддерживающих занятий.
  4. График консультаций по подготовке к экзаменам.
  5. Контрольно-оценочные материалы.
  6. Учебно-методический материал.
  7. Учебная и справочная литература.
  8. Художественная литература по предмету.
  9. Методические разработки.

Внеклассная работа

  1. Совет актива кабинета.
  2. План индивидуальной работы с учащимися по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям, экзаменам, ЦТ.
  3. Информация о результатах работы со способными и одаренными школьниками.
  4. Банк данных о способных и одаренных школьниках.
  5. График работы кружков, секций, клубов.
  6. Творческие работы учащихся.
  7. Перечень тем рефератов и сообщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ КАБИНЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Общие требования

Наличие документов, стендов, уголков:

- приказ об открытии кабинета и его функционировании, акт приемки кабинета;

- паспорт кабинета;

- план развития кабинета;

- санитарно-гигиеническое состояние кабинета;

- наличие современного оборудования;

- состояние мебели в кабинете;

- наличие документации;

- стенды;

- эстетичность оформления кабинета;

- правила безопасного поведения на уроке.

  1. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
    • Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, его хранение и систематизация с указанием имеющегося в нем оборудования, ТСО, ЭСО, наглядных пособий, учебников, учебно-методических и программно-методических комплексов, дидактического материала, комплектов индивидуальных заданий, литературой (книги для внеклассного чтения, газеты, словари, справочники), специальная методическая литература; предметные средства обучения (карточки, тетради); наглядные пособия (таблицы, плакаты); печатные пособия (таблицы, карточки, портреты и др.).
    • Наличие папок:

- учебные программы, календарно-тематическое планирование по предметам;

- инструктивно-методические рекомендации МО РБ и другие нормативные документы (см. раздел «номенклатура дел учебного кабинета»);

- материалы предметных недель;

- экзаменационные материалы;

- разноуровневые задания по видам речевой деятельности (по классам);

- мониторинг качества обученности;

- программы факультативных занятий, календарно-тематическое планирование.

  • Стендовый материал: рекомендации по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (творческая деятельность, подготовка к итоговой аттестации).
  • Научно-методическая библиотека учителя, методические разработки, материал из опыта работы по изучению и апробации новых образовательных и информационных педагогических технологий, сценарии внеклассных мероприятий.
  • Творческие работы учащихся.

 

 

свернуть