Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Интеллект – это способность решать проблемы  незапрограммированным, творческим образом.  Стивен Дж. Гулд

Достаточно высокий уровень общего умственного развития является необходимым условием успешной профессиональной деятельности для многих профессий, например таких, как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, бухгалтер, программист и др.

В практической и профессиональной деятельности человека всегда возникают проблемные ситуации, требующие решения. Жизненные условия и обстоятельства постоянно изменяются и выдвигают новые требования. Конвейерное производство, управление транспортными средствами и механизмами, преподавание, хирургическая операция редко обходятся без того, чтобы специалисту не приходилось преодолевать непредвиденные ситуации.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида – проявляется в способности человека к отвлеченному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний.

Согласно определению академика Н. Н. Моисеева, интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с текстами, таблицами, легкость понимания смысла высказываний и формулирования собственных мыслей, производства вычислений и количественных расчетов. Важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. В практической деятельности одни и те же предметы и явления по-разному воспринимаются и творчески преобразуются за счет индивидуального словесного, образного и чувственного опыта. На основании индивидуального опыта формируется индивидуальный стиль деятельности человека, его интеллект.

Люди отличаются по типу интеллекта. Одни в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет успешно работать в сфере профессий «человек – человек». Другие могут с большим успехом оперировать точными количественными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек – знаковая система». Третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является наиболее подходящим для успешной работы в сфере профессий «человек – техника».

Способности к художественной деятельности с помощью психологических тестов оценить трудно. В области художественного, музыкального, литературного или актерского творчества в большей степени приходится полагаться на мнение авторитетных людей. Это связано с тем, что в сфере искусства очень трудно установить критерии, общепринятые правила, с помощью которых можно было бы оценить успешность творческой деятельности. Требования, которые предъявляются к людям профессии типа «человек – художественный образ», пока еще точно не определены.

Интеллект подразделяется на несколько видов:

  1. Вербальный интеллект. Включает в себя чтение, письмо, устную речь и общение. Он развивается с помощью изучения нового языка, чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий в интернете и т.д.
  2. Логический интеллект. Включает в себя вычислительные навыки, сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики. Для его развития необходимо решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки. Как стандартные, так и нестандартные.
  3. Пространственный интеллект. Включает в себя визуальное восприятие окружающей среды, способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Развивается через рисунок, живопись, скульптуру, тренировку навыков наблюдения, решение лабиринтов и другие пространственные задачи и упражнения, использующие воображение.
  4. Физический интеллект. Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность. Развивается с помощью йоги, танцев, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.
  5. Музыкальный интеллект. Предполагает понимание музыки и выражение себя с ее помощью, а также ритмику, танец, сочинительство и исполнительство. Можно развить, слушая разнообразную музыку, обучаясь игре на музыкальных инструментах, занимаясь пением или танцами.
  6. Социальный интеллект. Включает в себя способность правильно понимать поведение людей, умение быстро адаптироваться в обществе и навыки построения отношений. Мы можем развивать его на основе совместных игр, групповых проектов, обсуждений и драматической деятельности.
  7. Эмоциональный интеллект. Включает в себя понимание эмоций и мыслей, а также способность их контролировать. Чтобы развить его, необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль общения, предпочтения и т.д.
  8. Духовный интеллект. Включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели и искать смысл жизни. Развивается путем размышлений, медитаций или молитв.
  9. Творческий интеллект. Включает в себя создание чего-то нового и оригинального, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, занятия рисованием, танцами, пением, увлечение кулинарией или садоводством и т.д.

 

Существенными качествами интеллекта являются:

  • любопытство –стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
  • глубина ума– способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  • гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  • логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте и всех возможных его взаимосвязей;
  • доказательность мышления – способность к использованию фактов и закономерностей, которые подтверждают правильность суждений и выводов;
  • критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
  • широта мышления – способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учетом исходных данных задачи и многовариантности ее решений.

Уровень интеллекта не является статичным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой – определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека.

Уровень интеллекта поддается измерению при помощи тестов. Для того чтобы оценить свои общие умственные способности, можно обратиться к психологу либопрофконсультанту.

По материалам: http://minskgrc.by/intellect_i_trud/