Родителям дошкольников

Консультация для родителей «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО!»

развернуть

Консультация для родителей «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО!»

 

 

Уважаемые мамы и папы!

 

Присядьте на корточки, на уровень роста ребёнка и взгляните на вещи из его положения. После того как вы это сделали, ответьте на вопросы:

 

  • может ли ваш ребёнок задеть провод электрочайника и ошпариться?
  • всегда ли вы поворачиваете от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок?
  • следите ли вы за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола (подоконника)?
  • всегда ли вы надёжно запираете лекарства (витамины) и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка (уксус, бытовая химия и т.п.)?
  • всегда ли вы убираете подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируете болтающиеся штепселя и стелящиеся провода?
  • вставляете ли вы блокираторы в электророзетки во избежание засовывания ребёнком отвертки, шпильки?
  • всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?
  • если у вас привычка, в случае неисправности в одежде ребёнка или своей, закалывать булавку?
  • остаётся ли ваш ребёнок без присмотра, если открыто окно или балкон?
  • всегда ли вы следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы, которые ребёнок может проглотить, засунуть в ухо или нос?

Примите благоразумные меры предосторожности, превратите свой дом в зону без риска для вашего ребёнка.

Вероятность травм ребёнка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.

«Дозированный опыт» - это когда ребёнку дают убедиться, что вода, утюг и головёшка обжигают, иголка колется и т. п. - он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».

Если ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребёнку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть немного.

Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можете задать вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она попала в такую трудную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» Рассуждайте вместе с ребёнком.

Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, происходящих с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи. Обучать ребёнка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.

Цените в Вашем ребёнке находчивость, уверенность и самостоятельность. Как вы скажете «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься» или «Немедленно положи на место, это опасно!»? Или - Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли вы с папой? Как бы Вы повели себя в такой ситуации? Не ограничивайте активность ребёнка, а направляйте её в «нужное» русло.

Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций. «Это нельзя, а это можно» - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребёнка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребёнку, что ему можно делать, чем играть. Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми.

Основные моменты, на которые родители должны обратить внимание при обучении безопасному поведению своего ребенка:

  • Учите с ребёнком с самого раннего возраста имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
  • Животные (даже домашние) могут нанести травму ребёнку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
  • Игрушки и личные вещи учите ребёнка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
  • Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребёнку.
  • Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребёнка. Убирайте их из виду!
  • Режущие и колющие предметы храните в специально отведённых местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.
  • Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах!
  • Уходя из дома, даже ненадолго, найдите ребёнку интересное занятие (игру, чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное).
  • Факты выпадений детей из окон и балконов убеждают, что они должны быть надёжно закрыты, если в комнате играют дети.
  • Широко распространённые электроприборы могут быть доступны в обращении ребёнку, начиная с 5 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в вашем присутствии и с Вашего разрешения.
  • Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.

Ясно и понятно объясняйте ребёнку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении. Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Например, с ребёнком можно поиграть в следующие игры.

  1. «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание.

Материал: игровой уголок с предметами домашнего обихода (или картинки с изображением этих предметов).

Ход игры. Взрослый отворачивается и считает до 3-5, а ребёнок должен взять те предметы, которые, по его мнению, могут быть опасны. Затем объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

  1. «Я иголки не боюсь»    

Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: иголки с нитками, прикреплённые к основанию коробки; пуговицы.

Задания:

• собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;

• собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.

Мамы и папы!

Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вас зависит жизнь и здоровье Вашего ребёнка!

свернуть

Развивающий досуг

развернуть

Развивающий досуг

Как лучше проводить свободное время с ребенком

« свернуть

 Когда ребенок идет в сад, время, которое он проводит с мамой и папой, сокращается в разы. Это нелегко переносят и дети, и их родители. Совсем недавно вы могли “жамкать” своего малыша, баловаться с ним с утра да вечера, а теперь у вас есть лишь пару часов до сна в будни и выходные, проносящиеся, как один миг. Но в ваших силах провести это время ярко и с пользой.

ИГРАЙТЕ

 Понятное дело, что у малыша хватает игр в детском саду со сверстниками. Но развлечения с мамой и папой — это другое. Это ощущение, что родители — твои друзья, что после похода в сад ничего не поменялось, что мир не разделился на взрослых и детей, что мама и папа по-прежнему верны тебе и разделяют твои интересы.

 К третьему году у ребенка сильно развивается привязанность к близким людям. В это время важны игры, в которых ребенок ощущает, что вы вместе. Это может быть что-то очень банальное — вместе танцевать под музыку, бегать наперегонки, пускать мыльные пузыри, плавать в бассейне, прятаться в домике из подушек, катать ребенка на спине, как лошадка, и многое другое. А можно предложить своему чаду что-то более сложное и занимательное.

НЕОБЫЧНЫЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Угощение для зверушек

 Предложите ребенку покормить зверушек. Посадите за стол всех животных, которых найдете в коробках с игрушками: мишку, зайку, слоника и так далее. Заранее нарисуйте и вырежьте из картона яблоки, морковку, капусту и прочие продукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите ребенку, что ест каждый зверь. Можно использовать и настоящую еду, подходящую для животных, только предварительно вымойте ее и объясните малышу, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

Поиск сокровищ

 Для этой игры вам понадобится большое количество недорогих наклеек и приз (любимый фрукт, полезное печенье, небольшой сувенир), который ждет малыша в конце игры. Придумайте путь, по которому будет следовать ребенок. Поместите наклейки на виду через каждые 30 сантиметров по пути следования. В конце пути положите награду. Объясните ребенку, что нужно искать знаки-стикеры, которые приведут его к сокровищу. Чтобы немного усложнить игру, каждый раз располагайте наклейки подальше друг от друга. Предложите малышу сделать для вас путь из наклеек.

Супермаркет

 Многие дети любят играть в магазин. Заранее оборудуйте торговый уголок, где будут лежать предметные картинки или игрушки. Отправляя ребенка в импровизированный магазин, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с двух предметов, увеличивая их количество до 4—5. Поскольку игра нацелена на тренировку памяти, учите малыша запоминать, придумывая ассоциации. Например, надо купить печенье, молоко, сметану и творог. А как все запомнить? Объясните ему, что сметану лучше есть с творогом, а молоко — с печеньем.

ЧИТАЙТЕ

 Книги полезны в любом возрасте. Чтение развивает речь, фантазию, образное мышление, учит воспринимать информацию на слух, способствует формированию эстетического вкуса и особому душевному общению взрослого и ребенка. Когда мама или папа читает малышу, он, как правило, сидит на коленях у родителя или рядышком, прижавшись к нему. Это рождает у крохи ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта. Кроме того, когда родители читают ребенку то, что ему интересно, и обсуждают с ним важные для него темы, это формирует у него представление о его значимости.

 Сложно оспорить значимость чтения. Но не всегда легко подобрать для ребенка книги, которые он будет рассматривать и читать вместе с вами с удовольствием.

ТОП-5 КРАСОЧНЫХ УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ КНИГ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

Аксель Шеффлер “Чик и Брики”

 Главные герои серии книг — зайчик Чик и мышка Брики, придуманные и нарисованные всемирно известным художником Акселем Шеффлером. Чик и Брики ссорятся и мирятся, играют и попадают в разные истории — совсем как настоящие малыши. Их истории учат ребенка простым и нужным вещам — дружбе, добру, взаимопониманию.

Роб Скоттон “Котенок Шмяк”

 Героя этой книжной серии обожают дети и их родители во всем мире. Забавные авторские рисунки, веселые приключения, незабываемые герои делают эту книгу одной из любимых в домашних библиотеках миллионов семей. В каждой книжке котенок затевает новое приключение и в результате “шмякается”, но все равно справляется с решением разных вопросов.

Эрве Тюлле “Тюрлютуту”

 Это необычная книга. Она живая. Ее главный герой Тюрлютуту, забавный человечек, придуманный французским фантазером и волшебником Эрве Тюлле, станет другом вашему ребенку. Они будут вместе выдувать мыльные пузыри, строить башню, печь пирог, играть в прятки. Как, что и зачем? Тюрлютуту сам вам расскажет.

Ротраут Сюзанне Бернер. Серия книг про Карлхена

 Детские книги немецкой художницы о любознательном зайчике Карлхене стали бестселлерами. Ее иллюстрации отличаются яркостью красок, точностью и вниманием к мельчайшим деталям — такой и должна быть любимая книжка, которую можно рассматривать, читать, класть под подушку.

“Самая лучшая книга в картинках В. Сутеева”

 Это сборник сказок и стихотворений, которые давно стали классикой детской литературы, воспитав не одно поколение юных читателей. Здесь произведения С. Маршака, К. Чуковского и многих-многих других. Все сказки и стихи оформлены талантливым художников Сутеевым, напечатаны на плотной глянцевой бумаге, их хочется рассматривать и рассматривать. В книге — более 500 страниц, поэтому она не скоро наскучит ребенку.

ЕСТЬ ВАРИАНТЫ

Куда сводить ребенка?

 Всем хочется после трудовых будней немного отдохнуть от шумного общества — спокойно посидеть с семьей за столом или поваляться на диване. Но не проводите свободное время с ребенком исключительно в четырех стенах. Помните, что развивающейся личности нужны новые эмоции и впечатления. А их вы можете получить от посещения интересных мест.

Зоопарк

 Детишки обожают животных, особенно если разрешено их кормить. Как правило, потом они еще долго вспоминают, как барашек ел с рук лист капусты, как черепашка посмотрела на них через стекло аквариума или как попугай попробовал с ними пообщаться.

Музеи

 У нас есть немало интересных музеев, рассчитанных на маленьких экскурсантов. Дети приходят в восторг от сказочных существ в Музее мифологии и леса в Заславле, от возможности все потрогать и испытать в Детском музее в Полоцке, погладить животных и сделать с ними фото в Музее кота в Минске и так далее.

Цирк и дельфинарий

 Это хорошие места для посещения с детьми, которые не боятся громкой музыки и способны усидеть на одном месте достаточно долгое время. В любом случае при первом походе в цирк или дельфинарий лучше приобрести билеты у выхода, чтобы в случае детских капризов можно было легко уйти с представления.

Театры

 Изучите афишу кукольных театров и вместе с ребенком выберите сказку, которую он хотел бы посмотреть. Обращайте внимание на короткие представления, чтобы малышу не наскучило сидеть в кресле. Перед походом в театр расскажите ему, что интересного ждет его там и как стоит себя вести в таких местах.

Мила КОВАЛЕВА
Источник: Народная газета.

свернуть

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?

развернуть

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?

 

           Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное значение стиля общения для развития личности своего ребенка.

       Экспериментально доказано, что если малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Однако, как пища может быть вредной, так и неправильное общение может вредить психике ребенка, его эмоциональному благополучию и скажется впоследствии на его судьбе.

Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.

       И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что не всегда, но часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.

Правило 1

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не престанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь (слушаться, убирать игрушки)." В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, то есть любят, "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры и внедряется в сознание с детства. Причина оценочного отношения к детям - вера в силу награды и наказания. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но на деле получается, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому что воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.

Безусловное безоценочное принятие - это удовлетворение одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности в любви, в принадлежности, в нужности другому. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне нравится делать это вместе с тобой." Подобны этим сообщениям и "бессловесные" формы принятия: взгляды, ласковые прикосновения, позы и жесты. Психологи говорят, что 4 объятия в день просто необходимы ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети буквально понимают такие наши фразы, как: "Ты меня в могилу сведешь", "Ты постоянно мне мешаешь", "Как я от тебя устала", "Как мы были счастливы в молодости, до твоего рождения", "Я всем пожертвовала ради тебя".

Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к мысли: "Меня не любят". Доводы типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат, т.к. для них тон важнее слов. Если обычно тон родительского голоса сердитый, строгий, то ребенок ощущает себя плохим, "не таким", несчастливым.

Значит ли это, что родители никогда не должны сердиться на своего сына или дочь? Нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Обратим внимание на

Правило 2

  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим: иначе оно перерастет в неприятие.

Родителям мешает принимать своего ребенка настрой на воспитание, который выливается в требованиях, критике, напоминаниях и нотациях, в борьбе за послушание и дисциплину. Но дисциплина должна возникать не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Воспитательный настрой может быть связан со стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желанием доказать всем свою незаменимость или "тяжесть бремени родительского долга".

Другая причина, мешающая безоценочному принятию, - неосознаваемое эмоциональное отвержение. Например, родители не ждали ребенка, он появился в "неподходящий" момент, или ребенок не того пола, которого ждали, или слишком тяжело дались роды и первые дни, или уродился слишком болезненным.

Как определить, принимаем ли мы своего ребенка? Постарайтесь подсчитать, сколько раз за день вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой) и сравните результаты.

А теперь на минутку закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы выражаете свою радость? Неужели собственный ребенок меньше радует нас своим появлением?

Теперь рассмотрим ситуацию, в которой ваш ребенок чем-то занят, но делает что-то плохо, "не так". Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не очень хорошо: детали рассыпаются, вставляются не в те дырочки, в которые хотел попасть ребенок, да и цветочек на цветочек совсем не похож. Вам хочется вмешаться, помочь, показать. И вот вы не выдерживаете: "Надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "А я хотел не так. Я сам.".

Вообще разные дети по-разному реагируют на родительское "не так ", одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи - бунтуют. Почему детям не нравится такое общение? Потому что мы навязываем ребенку "простоту" там, где ему трудно. Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца, делает первые неуверенные шаги. При этом он покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и как следует".

Так же нелепы критические замечания в адрес ребенка, который учится чему-то. Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.

Правило 3

Гласит: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

Если ребенок чему-то научится, сам он достигнет сразу 4-х результатов:

  • знание или освоенное умение
  • тренировка способности учиться
  • удовлетворение и уверенность в себе
  • положительный след на взаимоотношениях с родителями.

Все мы чаще ориентируемся на 1-й результат, но для жизни важнее три других. Конечно, возникает вопрос: "Как же научить, если не указывать на ошибки. Да, это необходимо. Но указывать нужно уметь:

  • не стоит замечать каждую ошибку
  • ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке
  • часто ребенок и сам знает о своих ошибках, но он доволен уже тем, что что-то получается и надеется, что завтра будет получатся лучше.

Подходящим для родителей будет следующий алгоритм:

  • выберете несколько дел, которые ваш ребенок может сделать сам, пусть и не идеально
  • постарайтесь ни разу не вмешаться и одобрите старания ребенка несмотря на результат
  • запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными.
  • Найдите подходящее время и тон, чтобы поговорить о них.

Правило 4

казалось бы противоречит третьему, но в действительности, дополняет его:

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Если ребенок наталкивается на серьезную трудность, с которой он не может справиться, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Некоторые родители, особенно папы, слишком усердно стараются приучить детей не бояться трудностей и быть самостоятельными. Если ваш сын или дочь прямо просят вас о помощи или жалуются, что "ничего не получается", "не знаю как", или оставляют начатое дело после первых неудач, - значит им необходимо помочь. Всем родителям известно, что дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может сам организовать свои дела в течение дня. Вот почему часто слышатся слова: "Пора", "Теперь мы будем…", "Сначала поедим, а потом…". Но постепенно круг дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он выполнял раньше с взрослым.

 

 

Литература: Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" – СПб, 2004

Источник: http://ds36.jdroo.by/index.php/konsultatsii-spetsialistov/pedagog-psikholog/124-konsultatsiya-dlya-roditelej-kak-pravilno-obshchatsya-s-rebenkom

свернуть

Советы психолога

развернуть

Изображение

 
 
 
  • Советы родителям

 Не у многих мам есть возможность сидеть дома с детьми до самой школы. Как правило, такое случается или в достаточно обеспеченных семьях, где мама может позволить себе заниматься сугубо домашними делами, или в ситуациях, когда она из одного декретного отпуска плавно переходит во второй или третий и сама присматривает за дошкольниками и воспитывает их.

 Но большинству родителей рано или поздно приходится отдавать ребенка в учреждение дошкольного образования. И это всегда вызывает много вопросов. Вспомните, как волнительно наблюдать за первыми шагами малыша — он так неумело их делает, хочется поддержать его, уберечь от падений, помочь. Детский сад — это тоже первый шаг, первый шаг к социуму. Потом будут еще школа или гимназия, колледж или университет. И наверняка мама и папа будут всегда переживать за своего ребенка. Но вот первый шаг почему-то кажется самым-самым.

  Новое начинается не только для ребенка, но и для родителей. Как вы будете все успевать? Не потеряется ли связь с малышом? И вообще — когда и куда лучше отдавать кроху? Десятки вопросов разом обрушиваются на головы мам и пап. 

 

Когда спешить не стоит

Приучайте ребенка к садику постепенно

Плач, истерика, маленькие ручки, не желающие отпускать подол маминого платья... Примерно так рисует себе картину первых дней в саду большинство родителей. Изменение привычного образа жизни — стресс как для взрослого, так и для ребенка. Детсад — первый опыт социализации малыша в коллективе. В возрасте трех лет у ребенка во многом уже сформированы характер и привычки, ему часто бывает сложно принять новый коллектив, новые правила. И адаптация, слыша о которой содрогаются тысячи мам и пап, может действительно проходить бурно, нервно и слезно. Что нужно учесть, чтобы максимально снизить стресс ребенка в связи с походом в сад, советует психолог Ирина Кожух.

Коллектив

— Приходя в новый коллектив, мы сталкиваемся с некоторыми задачами, которые необходимо решать. Теперь есть не только мои желания, но и желания другого, это нужно уметь учитывать. Для того чтобы ваш ребенок смог овладеть навыками взаимодействия со сверстниками и воспитателями, постарайтесь расширить его круг общения — чаще ходите с ним в гости, поощряйте инициативу в общении с окружающими, обсуждайте, что делают и как ведут себя малыши на детской площадке. Покажите ему, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

  Учите малыша играть! К сожалению, не все дети умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет. Для этого вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры — они учат его общаться. Поиграйте с ним в сад, придумайте разные сценарии, покажите возможные выходы из сложных ситуаций. С помощью игр ребенок научится справляться со своими эмоциями, сможет подготовиться к различным сложным ситуациям и смириться с правилами в группе. Ребенку, умеющему занять себя игрой, проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей.

Правила

— В каждом коллективе есть свои правила, их знание и соблюдение помогают быстрее влиться в систему. Расскажите ребенку, для чего и почему дети ходят в сад, познакомьте его с правилами, которым там следуют. Это можно делать при помощи сказок или тех же сюжетно-ролевых игр. Познакомьте малыша с режимом садика и постепенно начинайте приучать к нему ребенка. Если вы все делали правильно, то к началу его посещения малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить, а привычный режим дня поможет ему чувствовать себя спокойнее и увереннее.

  Научите ребенка самостоятельно одеваться, есть за столом, ходить в туалет, засыпать в кровати. И тогда малыш не будет получать замечания и чувствовать себя “плохим” и “неумелым”.

Эмоциональное состояние

— Порой мамы переживают из-за похода в сад больше, чем сам ребенок. Чтобы снизить свой страх, познакомьтесь с воспитателем, узнайте отзывы о нем и садике. Если у вашего малыша есть особенности (не любит есть манку, засыпает с зайчиком, считает важным, чтобы носочки были одного цвета с майкой, и тому подобное), сообщите об этом воспитателю и попросите учитывать во время нахождения ребенка в саду. Расскажите, в какой помощи может нуждаться ваш малыш, как быстрее и лучше его успокоить, на что обратить особое внимание.

  Не стесняйтесь задавать вопросы воспитателям и обсуждать с ними все волнующие вас моменты. И тогда детский сад станет для вас и вашего ребенка источником удовольствия и новых открытий!

  Во многих учреждениях дошкольного образования существуют адаптационные группы для детей, в которых малыши занимаются вместе с родителями. После посещения таких групп в дальнейшем детки, как правило, быстро и безболезненно привыкают к дошкольному учреждению, у них уже сформированы навыки поведения и общения со сверстниками. Такие группы есть и в школах детского развития, и в частных садиках, и в государственных учреждениях дошкольного образования. Стоимость их посещения зависит от количества и продолжительности занятий. В одном из частных детских клубов Минска, например, адаптировать ребенка к садику предлагают за 148 рублей в месяц: занятия по три часа два раза в неделю. Так как у ребенка резко сокращается время общения с родителями, постарайтесь чаще обнимать и целовать его — телесный контакт с мамой и папой поможет снять психоэмоциональное напряжение, успокоиться. Проводите больше времени с ребенком после сада. Чаще высказывайте слова гордости о том, какой он у вас уже взрослый и самостоятельный.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

 Есть разные схемы начала посещения детсада, которых рекомендуют придерживаться психологи и воспитатели. Но общая идея такая.

  • Шаг первый. Мама приходит вместе с малышом на детскую площадку, где гуляет группа.
  • Шаг второй. Мама приводит ребенка в группу на полчаса-час во время свободной игровой деятельности, а сама ждет в коридоре. Постепенно малыш привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. И при этом он знает, что мама находится где-то недалеко.
  • Шаг третий. Можно оставить ребенка одного на 1—2 часа. Потом с утра и до обеда. После этого забрать уже после прогулки.
  • Шаг четвертый. Через некоторое время попробуйте оставить малыша на обед, еще через какое-то — на дневной сон.
  • Шаг пятый. Наконец, можно попытаться отвести кроху в сад на целый день. Сколько должна длиться каждая стадия, зависит от реакции и самочувствия ребенка. Это могут быть два дня, три и дольше. В целом на постепенную адаптацию ребенка уходит около месяца.

 

Чего не следует делать в период адаптации малыша в детском саду

  • Не пугайте ребенка детским садом и не угрожайте отвести его туда, если он будет плохо себя вести.
  • Не наказывайте и не ругайте малыша за плач и нежелание расставаться с мамой.
  • Не собирайтесь в сад в спешке. Часто родители жалеют будить своего ребенка, дают ему поспать подольше и поднимают впритык, когда уже нужно выходить из дома. В итоге сборы получаются поспешными, нервными, и ребенок отправляется в сад не в лучшем настроении. Поэтому постарайтесь заранее перевести кроху на нужный режим, укладывать его пораньше и будить заблаговременно, чтобы задать добрый настрой на весь день.
  • Не исчезайте незаметно. Неправильно отвести ребенка в группу и в момент, когда он заиграется, сбежать. У него может сложиться ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись. Лучше напомните ему, что вы обязательно вернетесь. Придумайте ритуал ухода — помахать ручкой в окошко, поцеловать или обнять.
свернуть

«Хорошие и плохие манеры»

развернуть

«Хорошие и плохие манеры»

 

Основные правила этикета, которые должны быть привиты с детства:

Умение правильно вести беседу. Нельзя перебивать, вмешиваясь в разговор, говорить в параллель, особенно если собеседник старше. Нужно научить ребенка ожидать очереди высказать мнение, правильно обратить на себя внимание – легким покашливанием, кивком, жестами.

Уважение к окружающим. Нельзя никого обзывать или давать обидные клички.

Умение быть приветливым. Нужно научить малыша здороваться и прощаться.

Правила вежливости. Стоит научить не забывать произносить «спасибо» и «пожалуйста». Это показывает уважение и признательность. А для других взрослых это будет означать, что малыш правильно воспитан.

Телефонный этикет. Общение через электронные средства связи прочно вошло в нашу жизнь. Ребенок должен научиться разговаривать по телефону, уметь отвечать, обязательно, взяв трубку, здороваться.

Сохранять чистоту. Дети должны научиться убирать после себя, это внушает окружающим уважение.

Умение принимать комплименты. «Спасибо за комплимент» – и никаких перечислений собственных недостатков. Это учит видеть и в других хорошие черты.

Уважение к тем, кто старше. Очень важно, научить малыша пропускать вперед девочек и старших, людей почтенного возраста. Такое поведение заставляет окружающих при общении настраиваться на позитив.

Спортивное поведение. После игры, как бы она ни закончилась, нужно сохранять достоинство. Проиграл – не реветь, выиграл – не злорадствовать и не смеяться над побежденными.

1. Правильно использовать слова «Пожалуйста» и «Спасибо». Поистине волшебные слова, о которых снято столько мультфильмов и написаны горы детских книг… И тем не менее, приучить их использовать могут только родители – в пределах самых обычных домашних обстоятельств. Здесь навык доходит до автоматизма и легко перемещается в широкую социальную жизнь.

2. Прикрывать рот рукой, когда кашляешь или чихаешь. Постарайтесь, чтобы Ваш ребёнок освоил его, ещё будучи дошкольником.

3. Спрашивать разрешения, прежде чем трогать или брать что-то чужое. Внимание! Это касается и вещей родителей! Удручающее зрелище – ребёнок, считающий себя центром Вселенной. В то время, как хорошо подготовленный к жизни в обществе ребёнок должен чётко знать, что нельзя брать чужое без разрешения. А спрашивая разрешения, можно получить отказ. На то она и чужая – понравившаяся ребёнку вещь. Эта вежливость лучше всего воспитывается рядом с пониманием о своих вещах. Родители ведь тоже должны относиться с уважением к правам собственности ребёнка.

4. Как просить прощения: по-настоящему. Вам вовсе не нужно «дежурное извинение», чтобы папа наконец-то отстал. Нет! Научите ребёнка сочувствовать чувствам другого человека. Тогда он не только научится извиняться, но и станет лучше понимать причинно-следственные связи и возможные конфликты в детских коллективах.

5. Стучаться в дверь прежде, чем войти, и дожидаться разрешения. Этот пункт тоже входит в правила хороших манер для детей, как и пункт о праве собственности на вещи. Вам нужно добиться понимание приватности другого человека – каким бы желанным он ни был для ребёнка. Начинать воспитание в этом направлении лучше всего с обучения не заходить без стука и разрешения в спальню родителей.

6. Вежливо привлекать к себе внимание взрослых. Дети по природе своей нетерпеливы. Слишком часто мы видим, как они неожиданно обращаются к родителям, когда те заняты другими делами, и этим выводят взрослых из себя. Следует научить ребёнка не вмешиваться в беседу взрослых назойливым требованием «ну, ма-а-а-ама», а уметь обратиться за вниманием более спокойным вежливым способом. Достаточно, чтобы ребёнок умел попросить о внимании: «Мама, можно я скажу?» или «Мама, мне нужна твоя помощь».

7. Как хранить молчание во время киносеанса, вести себя тихо в очереди или молчаливо подождать Вас в определенном месте. Посидеть спокойно – чуть ли не главное испытание для терпения ребёнка, ведь ждать не любят даже взрослые. Тем не менее, к 5-ти годам у ребёнка должно быть сформировано понимание, в каких общественных местах следует вести себя не громко, без вызова и привлечения всеобщего внимания.

8. Базовые манеры за обеденным столом. В 5 лет ребёнок способен помнить, что говорить с полным ртом некрасиво. Он должен уметь хорошо орудовать ложкой, вилкой и отчасти ножом. И если дома обеденное столпотворение в большой семье иногда снимает какие-то ограничения на малоэстетичные действия, то для выхода в свет 5-летний ребёнок должен быть готов вести себя красиво. И главное – он должен осознавать почему это важно.

9. Не насмехаться над людьми. Особенно, если это очень толстый человек, или человек с физической инвалидностью. Именно такие люди зачастую привлекают насмешливое детское внимание. Пять лет – самое время добиться от ребёнка понимания возможных различий между людьми. Не пожалейте для этого терпеливых разъяснений с нужными сравнениями.

10. Как помогать людям и выражать сострадание. Пятилетнему ребёнку могут быть вполне доступны простые правила вежливости, например, поддержать дверь магазина, когда человек выходит с полными сумками.

свернуть

Консультация для родителей «Осторожно! Клещ!»

развернуть

Консультация для родителей «Осторожно! Клещ!»

Клещи окончательно проснулись. При выходе на природу, в лес, на дачу нужно одевать защитную одежду: свитера, тенниски, рубашки с длинными рукавами; спортивные штаны или брюки с длинными штанинами, обязательно заправленными в носки; бейсболка, косынка, капюшон. 

Каждые 15 минут нужно производить самоосмотр на предмет обнаружения клещей на теле (если Вы загораете, находясь на водоеме, особенно волосы), взаимоосмотры – каждые 30 минут.  Также стоит осматривать собак, которые гуляют на улице. Снимать клещей нужно не руками, а, например, палочками, причем, не раздавливать, а только сжигать.

Итак, что нам в первую очередь нужно знать про клещей.

В каких местах чаще всего встречаются клещи?
   Клещи концентрируются около тропинок и лесных дорог.
Для выживания им необходима высокая влажность воздуха, поэтому клещи обитают там, где растительный покров удерживает влагу у земли. Оптимальные места – лесные опушки с прилегающими лугами, лиственные леса, берега озер и рек. Клещи могут быть и в хвойных лесах с завалами из хвороста, которые создают необходимый микроклимат. В сухих сосновых борах клещи встречаются редко.

Очень важно знать, что клещи концентрируются на лесных дорожках и тропах, поросших по обочинам травой. Здесь их во много раз больше, чем в окружающем лесу. Исследования показали что, клещей привлекает запах животных и людей, которые постоянно используют эти дорожки при передвижении по лесу.

        Следует запомнить характерные ландшафты, где в конце апреля - начале июля численность клещей наиболее высока и где высок риск заражения клещевым энцефалитом в этот период: лиственные леса, захламленные буреломом участи леса, овраги, долины рек, луга.

        Насколько высока вероятность подцепить клеща в городе?
   Если в городе остаются заросли травы и кучи веток с листьями, то клещи могут обитать и там. На стриженых газонах они обычно не встречаются. 

        Какие средства защиты лучше всего использовать?
        Лучшее средство защиты – это вакцинация. Что касается других средств защиты, то следует использовать репелленты и надевать соответствующую одежду.

                                                       Одежда:
1. Надевайте закрытую обувь (ботинки или сапоги, а не сандалии).
2. Надевайте длинные брюки с затяжками на штанинах, или заправляйте штанины в носки (чтобы клещ не мог заползти под брюки)
3. Куртка должна быть с затяжками на рукавах, а лучше специальные защитные костюмы (т.н. энцефалитки)

4. Помните, что клеща гораздо проще заметить на светлой одежде.

        Для защиты от клещей одежду обрабатывают препаратами на основе акарицидов – веществ, убивающих клещей. Наносить их можно только на одежду, но не на кожу. После контакта с обработанной одеждой клещ погибает через несколько минут. Сейчас в аптеках можно купить различные противоклещевые репелленты с перметином (наиболее распространенный акарицид). Такие препараты защищают от клещей неделю и более.

        Если Вы обнаружили на своем теле клеща – немедленно обратитесь  к врачу, где Вам будет оказана медицинская помощь.

        Если Вы слишком далеко от места оказания медицинской помощи, то попробуйте достать клеща сами. Но! Потом обратитесь к врачу. Клещ может быть инфицированным!


Адаптация к детскому саду

Порядок прохождения медосмотра


Паважаныя бацькі, дапамажыце нам далучыць дзяцей да роднай беларускай мовы!!! 

Вершы для дзяцей 3-4 гадоў 

“Дожджык” Таццяна Кляшторная

Дожджык часта сыпаў, ліў,

Па двары ручай паплыў. 
Пабягу хутчэй гуляць 
І караблікі пускаць. 
Парасон я распрастаў – 
Дождж адразу перастаў. 
Напужаўся, мабыць, ён, 
Як убачыў парасон. 
“Ветлівыя словы” Таццяна Кляшторная

“Калі ласка”,”дзякуй”,
“Добры дзень”- 
Ветлівыя словы 
Чую ад людзей.

Ветлівымі словамі
Буду даражыць, 
З ветлівымі словамі 
Лёгка жыць. 
Вершы для дзяцей 4-5 гадоў 
“Лістапад Янка Купала

З буйных ліп і бяроз
Лісты валяцца. 
Між павалаў і лоз 
Рассыпаюцца.

Шапацяць, шалясцяць
Залацістыя, 
Ўвысь галінкі глядзяць 
Пусталістыя.

А як прыйдзе вясна –
Ўсё адменіцца, 
І галінкі ізноў  
Зазяленяцца. 

“Восень” (урывак) Янка Журба

Шумяць па-асенняму              Заможная восень
Пушча і бор;                            Прыйшла ў калгас, 
На дрэвах, кустах-                   Дарамі  багатымі 
Залацісты ўбор.                       Радуе нас. 

                             На полі калгасным
                             Вялікі ўраджай. 
                             Ляціць аб ім слава 
                             На ўвесь родны край. 


 ПАЛЬЧЫКАВЫЯ ГУЛЬНІ 
Гульня “Пяком бліны

Па чарзе датыкацца да стала тыльным бокам ручкі і далонькай:

Матуля напячэ блінкоў

Для дачушак ды сынкоў.

Блін смятанай паліваем,

Зверху цукрам пасыпаем,

Лоўка трубачкай згарнем –

І жуем, жуем, жуем!
Гульня “Пеўнік 

Пеўнік раніцай прачнуўся,
(Далонь угару, указальны палец абапіраецца на вялікі, астатнія расстаўлены ўгару). 
І да сонца павярнуўся. 
(Пакруціць кісцю рукі ў розныя бакі). 
Кукарэкнуў раз, два, тры! 
( Разводзіць і зводзіць указальны і вялікі палец). 
Ты сягоння не праспі. 
Гульня “Замок” 

На дзвярах вісіць замок.
(Дзеці складаюць свае ручкі ў замок). 
Хто яго адкрыць бы змог? 
(Паднімаюць “замок” угару, паказваюць). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Не расчапляючы рукі, дзеці круцяць іх спачатку ў адзін бок). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Круцяць іх у іншы бок). 
Пацягнулі 
(Дзеці спрабуюць яго “адамкнуць” і цягнуць ручкі ў розныя бакі). 
І адамкнулі 
(Паднімаюць угару і паказваюць свае вольныя ручкі). 
Гульня “Гэты пальчык” 

(Сагніце пальцы левай рукі ў кулачок, затым, слухаючы пацешку, па чарзе разгінайце іх, пачынаючы з вялікага пальца).

Гэты пальчык – дзядуля, 
Гэты пальчык – бабуля, 
Гэты пальчык – матуля, 
Гэты пальчык – татачка, 
Ну а гэты пальчык – я. 
Вось і ўся мая сям’я!  

Васьміног 

(Усімі пальчыкамі, апрача двух вялікіх, дзіця імітуе шчупальцы васьмінога).

Восем пальчыкаў для ног – 
Атрымаўся васьміног. 
Колькі ног у васьмінога? 
Многа! Многа!


Гульні па развіццю беларускага маўлення 

Што матуліна, а што татава?  
Мэта: вучыць утвараць прыналежныя прыметнікі. 

Змест. Дарослы паказвае карцінкі (сукенка, акуляры, штаны, капялюш і інш.). Дзіця называе: «Сукенка — маміна...» і г. д.
Назаві колер  
Мэта: дапасоўваць прыметнікі да назоўнікаў па тэме: “Садавіна, агародніна».  

Змест.  Дарослы кідае мяч дзяцяці і называе садавіну альбо агародніну (яблык, агурок, бурак, сліва і г.д.), дзіця ловіць мяч, называе адпаведны колер (чырвоны, зялёны, чырвоны, сіняя і г. д.) і кідае мяч назад.

Адзін ці многа?  
Мэта: вучыць змяняць назоўнікі па ліках.  

Змест.  Дарослы называе словы ў адзіночным і множным ліку, а дзіця адказвае, колькі прадметаў назва­на: адзін ці многа. У якасці гульнёвага дзеяння можна выкарыстоўваць перакіданне мяча.  

Што надзенем ляльцы на прагулку?  
Мэта: замацоўваць лексіку без нагляд­най падказкі па тэме: «Адзенне. Абутак».  

Змест. Дарослы называе некалькі відаў адзення і абутку і прапануе дзіцяці выбраць адзін адказ. Сутнасць гульні ў тым, што дзіця можа назваць тое слова, якое яно помніць.  

Магазін цацак  
Мэта: актыўна распазнавацъ но­выя словы.  

Змест. Дарослы апісвае новую цацку. Задача дзіцяці – хутчэй распазнаць яе і знайсці на  “прылаўку магазіна”.  мм

Паважаныя бацькі!

Прапануем  Вам  беларускія  сайты на якіх вы можаце знайсці матэрыял па навучанню  дзяцей  беларускай  мове. 
Вясёлка - часопiс для дзяцей i iх бацькоў 
http://www.veselka.by  
Буся - чытанка-маляванка для дашкольнікаў
http://www.veselka.by 
Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ
https://kazki.unicef.by 
Вершы.ru - нацыянальны паэтычны партал, на якiм вы знойдзеце вершы для дзяцей на беларускай мове.
http://www.vershy.ru/category/vershy-dlya-dzyatsei
Казкi беларускiя  http://kazki.by

управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома информирует, что согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» от 24.09.2007 г. № 50 (в редакции от 04.11.2009 г.) для учреждений дошкольного образования установлен следующий перечень к 2020/2021 учебному году:

 – карандаши цветные; 

 – пастель 24 цветов; 

 – фломастеры; 

 – краски; 

 – розетки прозрачные для краски; 

 – кисти, подставки для кистей; 

 – салфетки для обсушивания кистей; 

 – баночки пластмассовые для промывания ворса кистей; 

 – палитру; 

 – губки для смывания краски с палитры; 

 – мелки; 

 – бумагу белую и цветную; 

 – пластилин; 

 – стеки; 

 – ножницы с тупыми концами; 

 – файлы; 

 – подносы для обрезков бумаги; 

 – картон; 

 – розетки для клея; 

 – салфетки; 

 – пластины (клеенки) для работы с клеем 

свернуть